13.12.2021
3 080

Палеонтологи определили время года, в которое на Землю упал Чиксулубский астероид

5.2

Удар небесного тела привел к массовому вымиранию динозавров, и случилось это весной или ранним летом, когда в Северном полушарии начинался теплый сезон.

©Robert DePalma

Около 66 миллионов лет назад на Землю упал массивный, примерно 10-километровый астероид. Это событие стало одной из главных причин мел-палеогенового вымирания, когда погибли все нелетавшие динозавры и в целом около 75 процентов всей жизни на планете. Считается, что удар пришелся на территорию нынешней Мексики, оставив обширный кратер Чиксулуб (Чикшулуб). Ученые выяснили сезон, в который случилась эта древняя катастрофа: весна или лето. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Команда палеонтологов из Великобритании и США во главе с Филиппом Мэннингом (Phillip Manning) из Манчестерского университета исследовала местонахождение Танис (Tanis), расположенное в штате Северная Дакота. Там находили останки времен верхнего мелового периода и раннего палеоцена, включая границу мел-палеогенового вымирания. Глобальная катастрофа затронула и местные экосистемы, и в Танис сохранились следы массовой гибели разнообразных позвоночных, которые населяли древние водоемы.

Роберт ДеПалма и Филипп Мэннирг демонстрируют границу мелового и палеогенового периодов (K-Pg) на отложениях в Танисе / ©The University of Manchester

Еще прежде было показано, что падение Чиксулубского метеорита вызвало в Танисе мощные землетрясения и цунами, накрыв водой и осадочными слоями вперемежку растения, водоросли и животных. Теперь ученым удалось разобраться в этих останках и исследовать структуру костей погибших в тот момент рыб. Они нарастают слоями со скоростью и плотностью, которая зависит от режима питания и времени года.

Это и позволило выяснить, что массовая гибель случилась около 66 миллионов лет назад, весной или ранним летом, когда рыбы активно набирали вес. На то же указал изотопный анализ костных слоев — соотношение разных изотопов в них меняется со сменой сезонов. Наконец, средний размер множества найденных в Танисе останков мальков тоже подтвердили: катастрофа произошла, когда в Северном полушарии приближалось или начиналось лето. Возможно, поэтому она оказалась настолько тяжелой.

«Время года играет важную роль для множества биологических функций, включая размножение, стратегию питания, взаимодействия хозяина и паразита, сезонную спячку и половое поведение, — подчеркивает Роберт ДеПалма (Robert DePalma), один из авторов работы. — Из-за этого время года, в которое происходит глобальная катастрофа, играет большую роль в том, как она повлияет на жизнь».