25.08.2021
4 669

Один из самых крупных динозавров оказался падальщиком, а не хищником

4.7

Американские ученые выяснили, что гигантский аллозавр, вероятно, питался падалью, а не промышлял охотой.

Скелет аллозавра / ©Getty images

Аллозавры жили порядка 155-145 миллионов лет назад на территориях Северной Америки, Южной Европы и Восточной Африки. В среднем они достигали 8,5 метра в длину и 3,5 метра в высоту, длина тела наиболее крупных особей равнялась 11 метрам, в то время как весили они около четырех тонн. Таким образом, размер тела аллозавров сравним с размерами травоядных динозавров — одних из самых больших животных в истории планеты.

Долгое время считалось, что аллозавры были успешными хищниками, но ученые из Портлендского государственного университета (США) посчитали иначе. Травоядными эти ящеры, конечно, не были, но, видимо, питались падалью, а не охотились на живую добычу. К такому выводу исследователи пришли благодаря моделированию, которое помогло выявить точную взаимосвязь между существовавшими в юрском периоде пищевыми ресурсами и энергетическими потребностями аллозавров. Работа опубликована в журнале Ecological Modellig.

Кроме того, ученые изучили экологические данные по окаменелостям тех времен (таким как численность популяции хищников, травоядных и падальщиков), а также морфологические особенности скелета этих животных — в частности, череп аллозавра. Как выяснилось, относительная хрупкость костей его черепа и зубов тоже не говорит о хищничестве. То же самое касается факта, что у аллозавра не было бинокулярного зрения, необходимого для успешной охоты.

Оно составляло всего 30 процентов от зрения знаменитого тираннозавра рекса и лишь 15 процентов — от современного льва. Кстати, именно сходство с тираннозавром создало хищный образ аллозавра: большие размеры и голова, хождение на двух ногах, челюсти, полные длинных и острых зубов. Между тем подобные «атрибуты» необязательно должны быть у хищников — они могут быть и у животных, питающихся падалью.