Обнаружено древнейшее свидетельство родительского поведения у позвоночных

Обнаружено древнейшее свидетельство родительского поведения у позвоночных

Окаменелые останки позвоночных каменноугольного периода сохранили ранние признаки заботы о потомстве.

©Henry Sharpe

Хищные варанопиды жили на Земле с позднего каменноугольного и до пермского периода, между 300 и 250 миллионами лет назад. Они достигали одного-двух метров длины и, по современным меркам, оставались примитивными, хотя для своего времени были довольно ловкими и опасными хищниками. Их останки нередко раскапывают на территории канадской провинции Новая Шотландия, как случилось и с новой находкой.

Статья канадских палеонтологов опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution. В ней команда профессора Карлтонского университета Хиллари Мэддин (Hillary Maddin) сообщает о находке варанопид внутри окаменелого дерева на острове Кейп-Бретон в Новой Шотландии.

Частично сохранившиеся скелеты принадлежали ранее неизвестному роду и виду Dendromaia unamakiensis — крошечному малышу и взрослой особи — и располагались в позах, которые указывают на проявления родительской заботы. Образцы датированы возрастом около 305 миллионов лет.

Окаменелые образцы Dendromaia unamakiensis / ©Maddin et al, 2019

«Мы имеем дело с самым ранним свидетельством продолжительной заботы о новорожденном потомстве среди позвоночных», — говорит профессор Мэддин. Судя по сохранности и положению останков, животные погибли почти мгновенно и сохранили прижизненные позы: взрослая ванаропида укрывает малыша своими конечностями и хвостом. О заботе указывает и само место находки — между окаменелых корней древнего дерева, где животные вполне могли устроить логово.

«Взрослое животное укрывает и защищает малыша в норе, — описывает картину Хиллари Мэддин. — Такое поведение совершенно обычно для сегодняшних млекопитающих. Но тем интереснее знать, что и эти существа, находящиеся далеко на той же эволюционной линии, что привела к млекопитающим, демонстрировали то же поведение и так рано».

Взрослый Dendromaia unamakiensis и малыш в укрытии: реконструкция / ©Henry Sharpe

В самом деле, несмотря на внешнее сходство с варанами, принято считать, что варанопиды (варанопсеиды) им неродственны. Научившись откладывать яйца с оболочкой, защищающей их от пересыхания, наземные позвоночные (амниоты) довольно скоро разделились на две ветви. Одна в итоге привела к возникновению пресмыкающихся, динозавров и птиц (завропсид), другая — к млекопитающим и их вымершим родственникам (синапсиды).

Именно к этой линии принадлежим мы с нашим неутомимым, редким в природе родительским поведением. К ней принадлежали и варанопиды, демонстрировавшие заботу задолго «до того, как это стало модным».

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.