Обнаружено древнейшее свидетельство родительского поведения у позвоночных — Naked Science
25.12.2019

Обнаружено древнейшее свидетельство родительского поведения у позвоночных

Окаменелые останки позвоночных каменноугольного периода сохранили ранние признаки заботы о потомстве.

©Henry Sharpe

Хищные варанопиды жили на Земле с позднего каменноугольного и до пермского периода, между 300 и 250 миллионами лет назад. Они достигали одного-двух метров длины и, по современным меркам, оставались примитивными, хотя для своего времени были довольно ловкими и опасными хищниками. Их останки нередко раскапывают на территории канадской провинции Новая Шотландия, как случилось и с новой находкой.

Статья канадских палеонтологов опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution. В ней команда профессора Карлтонского университета Хиллари Мэддин (Hillary Maddin) сообщает о находке варанопид внутри окаменелого дерева на острове Кейп-Бретон в Новой Шотландии.

Частично сохранившиеся скелеты принадлежали ранее неизвестному роду и виду Dendromaia unamakiensis — крошечному малышу и взрослой особи — и располагались в позах, которые указывают на проявления родительской заботы. Образцы датированы возрастом около 305 миллионов лет.

Окаменелые образцы Dendromaia unamakiensis / ©Maddin et al, 2019

«Мы имеем дело с самым ранним свидетельством продолжительной заботы о новорожденном потомстве среди позвоночных», — говорит профессор Мэддин. Судя по сохранности и положению останков, животные погибли почти мгновенно и сохранили прижизненные позы: взрослая ванаропида укрывает малыша своими конечностями и хвостом. О заботе указывает и само место находки — между окаменелых корней древнего дерева, где животные вполне могли устроить логово.

«Взрослое животное укрывает и защищает малыша в норе, — описывает картину Хиллари Мэддин. — Такое поведение совершенно обычно для сегодняшних млекопитающих. Но тем интереснее знать, что и эти существа, находящиеся далеко на той же эволюционной линии, что привела к млекопитающим, демонстрировали то же поведение и так рано».

Взрослый Dendromaia unamakiensis и малыш в укрытии: реконструкция / ©Henry Sharpe

В самом деле, несмотря на внешнее сходство с варанами, принято считать, что варанопиды (варанопсеиды) им неродственны. Научившись откладывать яйца с оболочкой, защищающей их от пересыхания, наземные позвоночные (амниоты) довольно скоро разделились на две ветви. Одна в итоге привела к возникновению пресмыкающихся, динозавров и птиц (завропсид), другая — к млекопитающим и их вымершим родственникам (синапсиды).

Именно к этой линии принадлежим мы с нашим неутомимым, редким в природе родительским поведением. К ней принадлежали и варанопиды, демонстрировавшие заботу задолго «до того, как это стало модным».