На дне антарктического моря нашли останки полярных джунглей мелового периода — Naked Science

На дне антарктического моря нашли останки полярных джунглей мелового периода

4.8

Осадочные породы, поднятые из района, который в меловой период находился за Южным полярным кругом, сохранили многочисленные останки растений, указывая на то, что в то далекое время здесь колыхался густой тропический лес.

Реконструкция южных «полярных джунглей» мелового периода
Реконструкция южных «полярных джунглей» мелового периода / ©J. McKay, Alfred-Wegener-Institut

В меловой период содержание углекислого газа в земной атмосфере было в разы больше нынешнего, и это была одна из самых теплых эпох в истории жизни на планете. Исследовательская экспедиция, в 2017 году посетившая Антарктиду на борту судна RV Polarstern, собрала данные о том, как выглядел самый южный континент тогда, около 90 миллионов лет назад.

Многочисленные семена и пыльца теплолюбивых растений обнаружились в образцах из района Антарктики, который в меловой период располагался всего в 900 километрах от Южного полюса. Судя по всему, в то время его покрывал влажный, полный разнообразной жизни тропический лес. Об этом Йоханн Клаге (Johann Klages) и его коллеги по полярной экспедиции PS104 сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature.

RV Polarstern работал в море Амундсена на западе Антарктики, на 73,5° южной широты. Используя дистанционно управляемую подводную бурильную установку MARUM MeBo70, ученые получили образцы осадочных пород с глубины до 80 метров ниже морского дна. На глубине около 30 метров находились отложения мелового периода — эпохи, когда этот регион находился на широте 82° и располагался выше уровня моря, выступая частью ныне пропавшего континента Зеландия.

Район бурения: 90 миллионов лет назад он находился неподалеку от полюса / Johann Klages, Alfred-Wegener-Institut

Стоит заметить, что 80-я параллель северной широты проходит выше полярного круга, через Ледовитый океан. Однако в образцах из южного моря исследователи идентифицировали окаменевшие частицы пыльцы и семена не менее 62 видов древних растений, а также фрагменты окаменевших корневых систем. Они свидетельствуют, что в ту далекую эпоху в этих полярных широтах колыхался густой лес, подобный тем, что существуют сегодня в Новой Зеландии.

Клаге и его соавторы смоделировали климат этого региона в меловой период, подсчитав, что средняя годовая температура здесь была не так велика — около 13 °С. Однако для области, где полярная ночь длится по четыре месяца в году, это весьма неожиданно. По оценкам ученых, чтобы поддерживать здесь такую температуру, содержание парникового углекислого газа в атмосфере Земли должно было составлять около 1120-1680 частей на миллион (ppm) — против современных 415 ppm.

Разработку систем обеспечения водой для комплекса на поверхности Луны и межпланетной космической станции могут начать в 2022 году.

Ученые ЮФУ разрабатывают новые наноразмерные контейнеры для хранения, адресной доставки и контролируемой дозировки препаратов. И это крайне актуальная задача, как в лечении раковых опухолей, так и в период борьбы с пандемией Covid-19.