02.04.2020
София Жаботинская
6 295

Ниацин оказался полезен при терапии смертельной опухоли мозга

5.3

Обработанные им иммунные клетки эффективно атаковали глиобластому, что в сочетании с химиотерапией замедлило прогрессирование заболевания.

Глиобластома и ниацин
Можно видеть, насколько использование ниацина для лечения мыши (на правом снимке) затормозило развитие глиобластомы по сравнению с мышью из контрольной группы (на левом снимке) на один и тот же день развития болезни /© S. Sarkar et al., Science Translational Medicine (2020)

Новое исследование ученых из Медицинской школы Камминга (CSM) Университета Калгари опубликовано в журнале Science Translational Medicine. Оно показало, что такое использование ниацина (также известного как витамин В3) на модельных животных (мышах) с агрессивной неизлечимой опухолью мозга (глиобластомой) намного продлило их жизнь после постановки диагноза.

Глиобластома — наиболее агрессивная форма рака мозга. Даже при лечении, включающем химио- и лучевую терапию, после постановки диагноза большинство людей умирают в течение 14-16 месяцев. В частности, причина этого — способность таких опухолевых клеток захватывать иммунную систему, подавляя ее и перепрограммируя иммунные клетки для «работы на благо» опухоли.

Ниацин — при дополнении им стандартной терапии — стимулировал иммунные клетки, помогая организму «перевербовать» их обратно, чтобы они смогли обнаруживать раковые клетки и уничтожали их. На продолжительность жизни мышей это вещество оказало эффект, отличный от статистической погрешности, даже будучи применяемым без химиотерапии. А в комбинированной терапии совместно с темозоломидом (химиотерапевтическим препаратом, обычно применяемым против глиобластомы) ученым удалось добиться практически утроения продолжительности жизни зверьков после постановки диагноза. Мыши смогли прожить в среднем 150 дней (при комбинированной терапии) вместо 40.

«Это замечательный результат. Хотя это и не лекарство, но многообещающий шаг вперед в борьбе с неизлечимой болезнью, — говорит доктор Ви Йонг, главный автор работы, профессор кафедр клинической неврологии и онкологии в CSM. — Стволовые клетки опухоли головного мозга при глиобластоме устойчивы к лечению, поэтому вместо того, чтобы воздействовать на эти клетки, мы нацеливались на иммунную систему, чтобы помочь организму атаковать и разрушать стволовые клетки».

Авторы сообщают, что провели скрининг 1040 соединений. В результате они выяснили, что ниацин обладает необходимыми свойствами для активации иммунных клеток, в особенности миелоидных, и подавляет рост стволовых клеток, инициирующих развитие опухолей мозга. Успешное тестирование помогло работе привлечь Канадский институт медицинских исследований (CIHR) для сотрудничества и продвижения к решающей стадии — клиническим испытаниям.

Теперь ученые ожидают одобрения протоколов Министерством здравоохранения Канады. Авторы особо обращают внимание на то, что крайне важно дождаться окончательных, строгих и доказательных результатов на людях. Бесконтрольные самоназначения легкодоступного препарата недопустимы и могут в лучшем случае не помочь, а в худшем — привести к печальным последствиям.