22.09.2022
Даниил Сухинов
8 251

«Инопланетная золотая рыбка» оказалась вымершим видом моллюсков

3.3

Исследователям из Великобритании и Канады, похоже, наконец удалось классифицировать древнее животное Typhloesus wellsi, также известное как «инопланетная золотая рыбка». Наиболее вероятно, что это вымерший вид брюхоногого моллюска, жившего на Земле свыше 300 миллионов лет назад.

© alphynix.tumblr.com

Многие виды ископаемых — с уникальными и порой крайне причудливыми формами тела, отростками, плавниками или внутренним устройством — тяжело поддаются научной классификации. Найти их правильное расположение на филогенетическом (эволюционном) дереве мешает отсутствие каких бы то ни было близких аналогов из ныне живущих на Земле организмов.

Однако в последние годы ученым удается сократить количество «неопознанных» ископаемых, большинство из которых находят в лагерштеттах — особых захоронениях хорошо сохранившихся окаменелостей. В захоронениях этого типа у организмов сохраняются не только твердые части скелетов, но и следы мягких тканей. Все благодаря бескислородной среде с минимальным количеством бактерий, что задерживает процессы разложения.

Typhloesus wellsi — как раз одно из таких загадочных животных, живших более 300 миллионов лет назад, в каменноугольный период. Первые окаменелости нашли в 1973 году в известняке Медвежьего ущелья (Bear Gulch Limestone) в Монтане, США. С тех пор ученые обнаружили несколько десятков образцов, однако точную классификацию животного за без малого 50 лет так и не смогли провести.

Typhloesus wellsi с выделением органа, напоминающего радулу. (b) — элементная карта, показывающая возможные следы фосфатирования мышечных тканей (красный цвет углерода, зеленый цвет фосфора). Крупный план (с) и детали (d) органа, напоминающего радулу / © Morris S.C. and Caron J.B., Biology Letters, 2022

Из-за уникального строения тела T. wellsi прозвали «инопланетной золотой рыбкой». Внешне животное действительно отдаленно напоминает рыбу длиной не более девяти сантиметров, но без жабр, глаз, ануса, хорды или панциря. Единственная выдающаяся черта, позволявшая T. wellsi передвигаться в толще воды, — горизонтальный хвостовой плавник.

Анатомические схемы и художественная реконструкция Typhloesus wellsi / © Morris S.C. and Caron J.B., Biology Letters, 2022

Пара ученых из Кембриджского университета (Великобритания) и Королевского музея Онтарио (Канада) решили еще раз внимательно изучить образцы «золотой рыбки», хранящиеся в Королевском музее. Исследуя внутреннее устройство T. wellsi, авторы работы обнаружили совершенно новую особенность — зубчатую структуру в кишечнике животного. Она представляет собой ленту с двумя рядами из 20 загнутых назад зубцов в передней кишке существа.

Такое устройство и расположение органа позволили исследователям предположить, что T. wellsi был активным хищником и охотился, выбрасывая эту ленту в окружающую воду и захватывая ею добычу, прямо как это делают ящерицы. Подобный орган встречается у современных моллюсков и называется радулой. Таким образом, авторы исследования полагают, что «инопланетная золотая рыбка» — не что иное, как среднепалеозойский пелагический (то есть обитающий в толще воды, вдали ото дна) брюхоногий моллюск.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Biology Letters.