Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
27 сентября
Анна Новиковская

Ученые зафиксировали снижение биоразнообразия в древней Британии по следам на пляжах

3.5

Еще несколько тысяч лет назад по Британским островам бродило множество крупных животных, но с окончанием последнего оледенения и ростом человеческой активности ситуация начала стремительно меняться. Благодаря «летописи следов», оставленной на древнем пляже, исследователи проследили динамику британского биоразнообразия в течение восьми тысячелетий.

Когда-то Великобритания была домом львов, носорогов, зубров и даже слонов / © sci.news

Некогда на просторах Великобритании жило множество разнообразных животных — от зубров и туров до волков и рысей. К сожалению, от большинства из них остались лишь фрагменты костей, так что ученым сложно судить о подлинном богатстве британских экосистем. Но благодаря находке уникального древнего пляжа исследователи все же смогли проследить динамику расцвета и упадка биоразнообразия.

Находку сделали в графстве Мерсисайд на западе Англии, где отпечатки копыт, лап и даже птичьих ног накапливались тысячелетиями, в конце концов охватив солидный временной промежуток. Самым старым следам, оставленным еще в мезолите, — почти девять тысяч лет, самым свежим, средневековым, — около тысячи.

По прошествии последнего оледенения уровень Мирового океана быстро поднялся, и примерно шесть-девять тысяч лет назад древние люди стали частью богатых прибрежных экосистем, где паслись зубры и олени, бобры строили плотины на реках, а главными хищниками были волки и рыси. В целом пейзаж напоминал современную африканскую саванну, хотя с более прохладным климатом.

Однако дикое царство не продлилось долго: по мере развития сельского хозяйства человеческих следов на древнем пляже становилось все больше, и с неолита разнообразие следов животных начало стремительно сокращаться. Возможно, этому способствовало несколько факторов — от сокращения площади пастбищ до интенсивной охоты, что в условиях островной ограниченности популяций могло довольно быстро привести крупных животных к краху.

Туры, или первобытные быки, тоже стали жертвами охоты древних британцев, исчезнув около трех тысяч лет назад / © reddit.com

Полученные данные свидетельствуют о том, как быстро могут разрушиться даже самые богатые экосистемы, если вкупе с климатическими изменениями (в случае Великобритании это был поднимающийся уровень Мирового океана) оказать на них сильное антропогенное давление.

Некоторым животным древней Британии удалось пережить все катаклизмы: олени и бобры все еще заселяют британские леса, хотя волков и рысей, чтобы на них охотиться, там уже не осталось. Но это лишь следы былого богатства, и даже они в конце концов могут исчезнуть.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.