28.01.2019
Редакция Naked Science
1 814

Устойчивые к антибиотикам бактерии проникли в природу Арктики

Распространение мультирезистентности охватило всю планету: гены устойчивости к антибиотикам обнаружены у почвенных микробов далеко за полярным кругом.

bacrter0

Специалисты, ученые и медики все больше обеспокоены распространением среди бактерий генов устойчивости к антибиотикам. Микробы легко передают их «горизонтально», от клетки к клетке, в том числе между разными штаммами и видами, грозя со временем полностью обесценить антибиотики как эффективное средство лечения.

Один из таких генов — blaNDM-1, который делает бактерии резистентными к действию широкого спектра препаратов, включая карбапенемы, относящиеся к «антибиотикам последней надежды». Впервые он был идентифицирован в 2008 году в одной из индийских клиник, а в 2010-м несущие blaNDM-1 бактерии обнаружились в воде в Дели. С тех пор их нашли уже более чем в сотне стран, а недавно британские ученые сообщили, что пал и «последний бастион»: blaNDM-1-положительные микробы встречаются уже и в природе в приполярных регионах. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Environment International.

Профессору Университета Ньюкасла Дэвиду Грэму (David Graham) и его команде удалось выделить мультирезистентные бактерии в десятке тысяч километров от Дели, в почве на норвежско-российском архипелаге Шпицберген. Получив образцы грунта из восьми участков на острове Западный Шпицберген, ученые смогли выделить из них бактериальную ДНК и идентифицировали в общей сложности более 130 генов резистентности, которые охватывают все существующие классы антибиотиков. Ген blaNDM-1 обнаружился в 60 процентах проб. По предположениям ученых, такие бактерии могли быть принесены сюда перелетными птицами.