Ученые разделили болезнь Альцгеймера на шесть подвидов — Naked Science
07.12.2018

Ученые разделили болезнь Альцгеймера на шесть подвидов

В то время как наука бьется над эффективной терапией болезни Альцгеймера, новые исследования показывают, что ее переклассификация в шесть разных подгрупп может стать существенным шагом вперед, так как каждый случай будет рассматриваться и лечиться по-разному.

3450b863ae3444ebaaf596037cadbee6

Этот подход уже знаком ученым: в начале этого года он был предложен для диабета второго типа. Дело в том, что не все формы заболевания имеют одинаковые характеристики или нуждаются в одинаковом лечении.

Сегодня болезнь Альцгеймера обычно классифицируется как заболевание на ранней или поздней стадии, однако в новом исследовании, опубликованном в журнале Molecular Psychiatry, утверждается, что дополнительные категории позволят получить более ясные результаты в тестировании препаратов и будущих исследованиях болезни.

Другими словами, вместо того, чтобы отказываться от того или иного вида терапии в процессе лечения из-за того, что они не подходят всем пациентам с болезнью Альцгеймера, их нужно применять в зависимости от каждого конкретного случая.

«Болезнь Альцгеймера, как и рак молочной железы, нельзя считать односложным заболеванием, поэтому даже хороший препарат может потерпеть неудачу в клиническом исследовании, так как не у всех испытуемых один и тот же тип болезни», — говорит сотрудник Вашингтонского университета Шубхабрата Мукерджи (Shubhabrata Mukherjee).

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи разделили 4050 пациентов с поздней стадией болезни Альцгеймера на шесть групп, основываясь на их когнитивном функционировании при определении диагноза.

«Когнитивные баллы» давались в четырех категориях: память, исполнительность, речь и зрительно-пространственное ориентирование. Поскольку участники исследования брались из пяти разных ранних работ, баллы для тестирования нужно было стандартизировать.

Ученым удалось выявить некоторые закономерности: пациенты в самой большой из шести групп (39 процентов) имели приблизительно схожие результаты во всех четырех областях. Во второй по величине группе (27 процентов) испытуемые имели гораздо более низкие показатели памяти, чем в других сферах. Три остальные группы идентифицировались по низким результатам речевого теста, зрительно-пространственного ориентирования и исполнительности, а последняя, шестая группа, куда вошло шесть процентов пациентов, имела более низкие баллы в двух из четырех областей.

Группы также были проанализированы на предмет поиска генетических различий, которые могли бы помочь объяснить разницу в этих «когнитивных баллах». Выяснилось, что 33 ОНП — однонуклеотидные полиморфизмы, или специфические места на геноме — имеют сильные генетические связи с определенными выявленными подгруппами. Это большой шаг вперед, так как до этого было известно лишь о 20 ОНП, связанных с болезнью Альцгеймера.

В частности, один вариант гена — аллель e4 APOE — рассматривается учеными как ощутимый фактор риска развития болезни Альцгеймера для людей с европейской родословной. Об этом уже сообщало предыдущее исследование, однако в тот раз команда указывала на то, что многие люди с этим аллелем устойчивы к развитию этого заболевания.

Исследователи утверждают, что это всего лишь начало проработки идеи о том, чтобы разделить болезнь Альцгеймера на большее количество типов. Это поможет найти более точные способы для определения его развития и однажды создаст действенное лекарство.