Ученые расшифровали геном коронавируса, выявленного у жителя Бразилии, и нашли в нем отличия от оригинального штамма — Naked Science

Исследователи представили первый доклад по Covid-19 в Южной Америке. Образец получили от первого зараженного в Бразилии — 61-летнего пациента из города Сан-Паулу.

Капсиды SARS-CoV-2 / © Instituto Adolfo Lutz

Ученые из Института Адольфу Лутца (исследовательская лаборатория Министерства здравоохранения Бразилии) расшифровали геном коронавируса, образец которого был получен от первого заболевшего в городе Сан-Паулу, сообщается на сайте вуза. Данные анализа опубликованы в свободном доступе на virological.org.

Как уточняют медики, образец был взят с помощью мазка из носоглотки 61-летнего пациента, у которого 26 февраля подтвердили наличие SARS-CoV-2. Мужчина, уроженец город Сан-Паулу (мегаполис на юго-востоке Бразилии), с 9 по 21 февраля путешествовал по Ломбардии (регион на севере Италии, где в последние недели наблюдается вспышка Covid-19). По возвращении домой у него проявились симптомы: жар, температура, сухой кашель, боль в горле и насморк.

Поначалу исследователям была доступна только одна последовательность генома коронавируса в Италии: она берет свое начало от туристки из китайской провинции Хубэй, которая посетила Рим примерно 31 января, местной передачи вируса не было. Затем первые случаи локальной трансмиссии SARS-CoV-2 были зафиксированы 21 февраля в Ломбардии, но данных о геноме SARS-CoV-2 в этих случаях до сих пор не было.

Число ежедневных зарегистрированных случаев заражения Covid-19 в Италии и краткая история путешествий пациента из Сан-Паулу. График основан на данных ВОЗ / © Instituto Adolfo Lutz

Образец, завезенный из Италии, сравнили с 127 полными геномами коронавируса из 17 разных стран, где были выявлены зараженные. Согласно выводам бразильских специалистов, предварительный генетический анализ показал, что геном SARS-CoV-2, полученный от жителя Сан-Паулу, отличается от оригинального штамма Wuhan-Hu-1 (из китайского Уханя) тремя мутациями.

При этом две из этих мутаций наблюдаются и в генетическом коде штамма из Германии (пациент мужского пола из Мюнхена). Таким образом, изученная последовательность вируса больше всего соотносится с европейским вариантом генома SARS-CoV-2. Авторы анализа подчеркивают, что информация о геноме будет обновляться со временем, по мере поступления дополнительные данных, которые будут важны и для понимания происхождения и динамики вируса в Италии.

В субботу, 29 февраля, Минздрав Бразилии подтвердил еще один случай заражения коронавирусом нового типа в стране. Вторым пациентом стал 32-летний местный житель, который 27-го числа прилетел из Милана. Он обратился за помощью к медикам сразу же в аэропорту. По информации СМИ, оба зараженных находятся на карантине в своих домах, у них заболевание протекает в легкой форме.

Согласно актуальным на момент публикации этой новости данным, случаи Covid-19 выявлены уже в 65 странах, общее число заболевших приближается к 90 тысячам. Как сообщили представители Еврокомиссии, в ЕС коронавирусом заразились около 2,1 тысячи человек, 38 скончались (34 из них пациенты из Италии).

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

ТУСУР

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.