Ученые расшифровали геном коронавируса, выявленного у жителя Бразилии, и нашли в нем отличия от оригинального штамма — Naked Science
02.03.2020

Исследователи представили первый доклад по Covid-19 в Южной Америке. Образец получили от первого зараженного в Бразилии — 61-летнего пациента из города Сан-Паулу.

Капсиды SARS-CoV-2 / © Instituto Adolfo Lutz

Ученые из Института Адольфу Лутца (исследовательская лаборатория Министерства здравоохранения Бразилии) расшифровали геном коронавируса, образец которого был получен от первого заболевшего в городе Сан-Паулу, сообщается на сайте вуза. Данные анализа опубликованы в свободном доступе на virological.org.

Как уточняют медики, образец был взят с помощью мазка из носоглотки 61-летнего пациента, у которого 26 февраля подтвердили наличие SARS-CoV-2. Мужчина, уроженец город Сан-Паулу (мегаполис на юго-востоке Бразилии), с 9 по 21 февраля путешествовал по Ломбардии (регион на севере Италии, где в последние недели наблюдается вспышка Covid-19). По возвращении домой у него проявились симптомы: жар, температура, сухой кашель, боль в горле и насморк.

Поначалу исследователям была доступна только одна последовательность генома коронавируса в Италии: она берет свое начало от туристки из китайской провинции Хубэй, которая посетила Рим примерно 31 января, местной передачи вируса не было. Затем первые случаи локальной трансмиссии SARS-CoV-2 были зафиксированы 21 февраля в Ломбардии, но данных о геноме SARS-CoV-2 в этих случаях до сих пор не было.

Число ежедневных зарегистрированных случаев заражения Covid-19 в Италии и краткая история путешествий пациента из Сан-Паулу. График основан на данных ВОЗ / © Instituto Adolfo Lutz

Образец, завезенный из Италии, сравнили с 127 полными геномами коронавируса из 17 разных стран, где были выявлены зараженные. Согласно выводам бразильских специалистов, предварительный генетический анализ показал, что геном SARS-CoV-2, полученный от жителя Сан-Паулу, отличается от оригинального штамма Wuhan-Hu-1 (из китайского Уханя) тремя мутациями.

При этом две из этих мутаций наблюдаются и в генетическом коде штамма из Германии (пациент мужского пола из Мюнхена). Таким образом, изученная последовательность вируса больше всего соотносится с европейским вариантом генома SARS-CoV-2. Авторы анализа подчеркивают, что информация о геноме будет обновляться со временем, по мере поступления дополнительные данных, которые будут важны и для понимания происхождения и динамики вируса в Италии.

В субботу, 29 февраля, Минздрав Бразилии подтвердил еще один случай заражения коронавирусом нового типа в стране. Вторым пациентом стал 32-летний местный житель, который 27-го числа прилетел из Милана. Он обратился за помощью к медикам сразу же в аэропорту. По информации СМИ, оба зараженных находятся на карантине в своих домах, у них заболевание протекает в легкой форме.

Согласно актуальным на момент публикации этой новости данным, случаи Covid-19 выявлены уже в 65 странах, общее число заболевших приближается к 90 тысячам. Как сообщили представители Еврокомиссии, в ЕС коронавирусом заразились около 2,1 тысячи человек, 38 скончались (34 из них пациенты из Италии).