29.01.2020
София Жаботинская
9 612

Роботизированный скрининг поможет в создании эффективной и безопасной мужской контрацепции

5.5

Шотландские ученые разработали систему, которая в тысячи раз ускоряет скрининг потенциальных препаратов для создания мужских оральных контрацептивов.

Фото живых человеческих сперматозоидов
Фото живых человеческих сперматозоидов / © Science Photo

Ученые из Университета Данди в Шотландии разработали роботизированную систему, которая позволяет быстро определять действие потенциальных препаратов на мужскую сперму. Статья об этом опубликована в журнале eLife.

Исследователи уже более полувека пытаются разработать эффективный и безопасный препарат для обратимой оральной мужской контрацепции. Подобное средство было бы не только гораздо удобнее презервативов, но и способствовало снятию с женщин большей части ответственности за нежелательную беременность. Именно поэтому разработка шотландских ученых потенциально очень важна.

Однако существует несколько причин, по которым пока так и не удалось создать действенный и нетоксичный препарат. Это относительно слабое понимание биологии спермы человека, отсутствие исследований, которые достоверно показали бы связь между молекулярными мишенями в сперматозоидах и их функциями, а также эффективной системы для проверки воздействия огромного количества доступных химических веществ.

Роботизированная система в процессе выполнения скрининга / © University of Dundee

Большая часть перспективных молекул для создания мужских контрацептивов направлена либо на снижение подвижности сперматозоидов, либо на блокирование акросомной реакции, благодаря которой мужская половая клетка преодолевает желточный барьер женской яйцеклетки. Исследователи под руководством профессора Криса Барратта и доктора Пола Эндрюса провели систематический поиск по одной из крупнейших в мире (13 тысяч наименований) баз данных низкомолекулярных соединений ReFRAME, чтобы найти в ней вещества с потенциалом мужского контрацептива.

Традиционный способ скрининга потенциальных препаратов трудоемок. Благодаря автоматизированной системе процесс отбора удалось ускорить в тысячи раз. «Это настоящий технологический прорыв в этой области исследований. Он впервые позволяет нам провести крупномасштабную проверку влияния различных соединений на функцию сперматозоидов», — говорит Крис Барратт.

По данным американского Института Гутмахера, ежегодно в мире происходит 89 миллионов нежелательных беременностей и 48 миллионов абортов, что ставит под угрозу здоровье, благополучие и социальный статус многих женщин. Новая система скрининга препаратов позволит хотя бы частично устранить эту проблему и заполнить «критический пробел в портфеле контрацептивов».

Ранее ученые показали, что более «старые» сперматозоиды дают более здоровое потомство, а курение марихуаны улучшает качество спермы.