31 мая
Ольга И.
1 487

Прием оральных контрацептивов вызвал облысение у части женщин

5.2

Ученые из Великобритании и Индонезии показали, что женщины, имеющие мутации в определенных генах, могут потерять волосы при приеме противозачаточных таблеток.

алопеция
Прием противозачаточных таблеток вызвал алопецию у некоторых женщин / © Ahmed Carter, unsplash.com

Фронтальная (лобная) фиброзная алопеция (ФФА) — необратимое выпадение волос в районе лба и висков, а также бровей. Как правило, заболевание характерно в основном для женщин и чаще происходит в постменопаузе.

Этот недуг, сильно влияющий на внешний вид, связывают с перифолликулярной эритремой, особенно вдоль линии роста волос. Его считают клиническим вариантом плоского лишая, в 30 процентов случаев ФФА диагностируют как аутоиммунное заболевание. При нем происходит выпадение как длинных волос, так и пушковых. Это крайне тяжелая кожная патология связана также с воспалением и, как следствие, с образованием рубцов на коже.

Число людей, преимущественно женщин, имеющих такой диагноз, постоянно растет. В свое время это натолкнуло ученых на мысль, что патология может иметь как экологические, так и генетические причины.

Ученые из Королевского колледжа Лондона (Великобритания) и Университета Гаджа Мада (Индонезия) провели исследование, чтобы подробнее изучить причины и факторы, запускающие ФФА. Их выводы представлены в журнале JAMA Dermatology.

Основываясь на своих более ранних исследованиях, авторы научной работы выявили мутации в определенных генах, наличие которых повышает риск развития фронтальной фиброзной алопеции. Одним из таких генов оказался CYP1B1, кодирующий фермент, ответственный за метаболизм гормонов.

Работа ученых базировалась на данных, собранных по всей Великобритании с июля 2015-го по сентябрь 2017-го. Число женщин с ФФА составило 489, в контрольную группу вошли 34 254 участницы, не имеющие такого диагноза.

Ученые пришли к выводу, что женщины с определенной версией гена CYP1B1 имели повышенную вероятность заполучить фронтальную фиброзную алопецию, если они принимали оральные контрацептивы, в отличие от женщин, которые не использовали противозачаточные таблетки.

Исследователи надеются, что их работа поможет оценить риски развития ФФА, поэтому сегодня команда занимается разработкой и внедрением генетического теста, который помог бы женщинам оценить свою предрасположенность к лобной фиброзной алопеции, прежде чем начать принимать контрацептивы.

«Наше исследование — первое в истории, в котором изучалось взаимодействие генов и окружающей среды при фронтальной фиброзной алопеции. Ранее мы выявили причину — вариацию в гене, связанную с гормональным метаболизмом. Теперь мы продемонстрировали вклад в развитие ФФА оральных контрацептивов», — отметил доктор Евангелос Кристоу (Evangelos Christou) из Королевского колледжа Лондона.