05.03.2020
София Жаботинская

Китайский коронавирус разделили на два типа

5.9

Исследователи обнаружили, что у вируса SARS-CoV-2 есть два различных типа. Один из них — агрессивный и «молодой», а второй эволюционно старше и вызывает более легкие симптомы болезни.

Ученые получили новые данные о коронавирусе
Ученые получили новые данные о коронавирусе / © CNBC

Китайские ученые сообщили, что возбудитель инфекции Covid-19, вирус SARS-CoV-2, имеет две разновидности, отличающиеся по своей агрессивности и географическому распространению. Статья об этом опубликована в National Science Review.

Исследователи провели секвенирование геномов вирусов SARS-CoV-2, полученных из биоматериалов пациентов с коронавирусной инфекцией. Полученные данные о последовательностях нуклеиновых кислот затем сравнили с РНК 103 различных коронавирусов, а также с генетическими последовательностями родственных вирусов панголинов и летучих мышей.

Оказалось, геном Covid-19 отличается от генома своего предполагаемого предшественника SARS-CoV, циркулирующего в популяции летучих мышей, всего лишь на четыре процента. Однако если учитывать только несинонимичные мутации (изменения, которые приводят к итоговой замене кодируемой аминокислоты), то доля различий составляет около 17%. Это свидетельствует о том, что эволюционное разделение двух вирусов произошло достаточно давно: для примера — ДНК человека и шимпанзе различаются лишь на два процента.

В самих вирусах SARS-CoV-2 также обнаружились значимые различия, которые позволили исследователям разделить патогены на два типа: их условно обозначили S и L. Наиболее четкое отличие между ними заключается в двух сцепленных друг с другом однонуклеотидных полиморфизмах (изменениях в ДНК или РНК, затрагивающих лишь один нуклеотид). Ученые отмечают, что характер различий в РНК двух типов SARS-CoV-2 свидетельствует именно о направленной эволюции, а не о случайных мутациях.

Вирус типа L — более «молодой» и агрессивный; скорее всего, у этой разновидности также более короткий инкубационный период. Практически все случаи заболеваний инфекцией Covid-19, зарегистрированные в первую неделю вспышки, были обусловлены именно типом L.

Начиная примерно с 7 января доля инфекций, вызванных более агрессивным вариантом вируса, начала постепенно снижаться: сейчас она составляет порядка 60%. Это в первую очередь обусловлено тем, что больных с L-формой SARS-CoV-2 чаще изолируют. У тех, кто заражен S-типом вируса, болезнь зачастую протекает в легкой форме, поэтому выявить их сложнее.

Два типа патогена также различаются по географическому распространению. Так, в городе Ухань, «сердце» эпидемии, доля больных с L-типом превышает 90%, тогда как в остальных регионах КНР этот показатель составляет 61,6%.

Авторы статьи оговариваются, что полученные ими данные требуют перепроверки в ходе исследований на более широкой выборке. Также исследователи отмечают, что для эффективной борьбы с вирусом SARS-CoV-2 необходимо как можно быстрее объединить генетические, эпидемиологические и клинические данные о возбудителе.

По состоянию на 5 марта в мире зафиксировано 95 425 случаев заболевания коронавирусом, 80 410 — в материковом Китае. Число умерших от болезни — 3286, а 53 400 человек уже выздоровели. В России на сегодня четыре подтвержденных случая Covid-19.