Иной взгляд на биологию Т-клеток приведет к новому способу лечения рака и аутоиммунных заболеваний — Naked Science

По словам ученых, нужная молекула известна нейробиологам уже несколько десятилетий, однако новое исследование показывает, что именно она может играть ключевую роль в биологии Т-клеток, предлагая новый подход в борьбе с раком.

Новое открытие международной исследовательской группы, возглавляемой Джозефом Пеннингером (Josef Penninger) и нейробиологом Гарвардской школы Клиффордом Вулфом (Clifford Woolf), может иметь положительные последствия для лечения рака и аутоиммунных заболеваний. Ученые предлагают новое понимание биологии Т-клеток, которые обеспечивают распознавание и уничтожение клеток, несущих чужеродные антигены. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Т-клетки можно назвать солдатами иммунной системы: они патрулируют организм в поисках зараженных патогеном или аберрантных (отклоняющихся от нормального строения или состояния) клеток, которые могут стать опухолями. Когда Т-клетки находят свою цель, они размножаются и входят в «боевой режим» для борьбы с угрозой. Однако проблема заключается в том, что активированные Т-клетки могут быть направлены против собственных клеток организма, что приводит к аллергическим реакциям и аутоиммунным заболеваниям, таким как колит, астма, рассеянный склероз, артрит, или некоторым кожным заболеваниям.

Исследователи выяснили, что молекула BH(тетрагидробиоптерин), необходимая для производства серотонина или дофамина, также известного как «гормон счастья», контролирует рост Т-клеток. В экспериментах на животных ученые обнаружили, что лечение мышей при помощи молекулы BH4 «успокаивает» активность Т-клеток в воспаленном состоянии. Кроме того, исследование показало, что более высокие уровни активированного роста BH4 T-клеток приводят к сокращению опухолей.

«Одна из увлекательных особенностей нашего открытия заключается в том, что система, которая на самом деле известна в нейробиологии уже десятилетиями, может играть настолько ключевую роль в биологии Т-клеток. Как опытный иммунолог, который участвовал в определении некоторых ключевых сигнальных путей в Т-клетках, я действительно удивился находке нового компонента в их биологии. А поскольку он регулирует не только раннюю активацию, но и то, как растут Т-клетки, возможности для применения этого открытия в медицине чрезвычайно разнообразны: от контроля аутоиммунных заболеваний, астмы и аллергии до нового способа противодействия раку иммунитета», — говорит соавтор работы Джозеф Пеннингер, который также является основателем Института молекулярных исследований Австрийской академии наук.

Ориентируясь на BH4, ученые смогут подавлять активность Т-клеток при воспалении и, наоборот, увеличивать их активность в случае рака. По словам Вулфа, возможность использовать один и тот же метод в противоположных направлениях представляет собой совершенно новый терапевтический подход.

В рамках работы исследователи разработали новый препарат под названием QM385, ингибирующий производство BH4, который, как они надеются, вскоре начнет проходить тестирование у пациентов с ВИЧ.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.