Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Правила и самоограничения: медиа-исследователи проанализировали освещение коронавируса в российских медиа
Российско-немецкий коллектив авторов провел исследование роли политики в освещении пандемии коронавируса российскими научными журналистами. В результате опроса ведущих СМИ удалось выделить три главных типа политических ограничений: редакционная политика, доступность и самоцензура источников, самоцензура. Большинство авторов описывали свою задачу в научной журналистике как просветительскую и отмечали, что ее удается решить достаточно хорошо, несмотря на ограничения.
Пандемия коронавируса стала для журналистики во всем мире проверкой на прочность, особенно на ее начальном этапе. Журналистам приходилось работать с большими объемами постоянно обновляющейся информации, работать в условиях неопределенности и повышенной востребованности их работы у читателей, что также повышает ставки и цену ошибки. Научные и медицинские журналисты оказались в авангарде этой работы, так как по роду занятий уже владели тем понятийным аппаратом, который с трудом осваивали журналисты широкого профиля — статистика, типы научных публикаций, методы ведения исследований, клинические испытания и рекомендации.
Таким образом, научная журналистика на наших глазах перешла из класса soft news — чего-то необязательного, рекреационного (как кино или театр) в класс hard news — новостей, без которых не может существовать издание. Hard news гораздо сильнее подвержены внешнему давлению и различным политическим факторам – именно в такой ситуации оказались научные журналисты. Анна Литвиненко (Свободный Университет, Берлин), Александра Борисова (Университет ИТМО, Санкт-Петербург) и Анна Смолярова (СПбГУ) изучили, как политические факторы разного типа влияют на работу научных журналистов в российских СМИ. Работа опубликована в журнале Journalism Studies (импакт-фактор 3.741, Q1).
Исследование носило качественный характер и базировалось на полуструктурированных интервью с научными журналистами из всех ведущих изданий — информационных агентств, газеты и журналов, специализированных порталов научных и медицинских новостей, корпоративных университетских изданий. Авторы ставили задачу максимально широко охватить поле научной журналистики: для набора образца использовалась база Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), которая объединяет специалистов по научной коммуникации и журналистике. 10 респондентов (главным образом — из государственных СМИ), отказались ответить на вопросы, 23 — дали подробные ответы. В дополнение к интервью проводился анализ публикаций по теме ковид-19 каждого из опрошенных авторов. Интервью проводились осенью 2020 года, изучаемый период включает старт пандемии — весну-лето 2020 года.
Важная особенность, объединяющая почти всех опрошенных, — просветительский фокус их работы, желание информировать аудиторию, объяснять научную подоплеку принимаемых решений и вводимых ограничений, влиять на поведение людей, давать практические советы. Лишь несколько авторов говорили о важности баланса в освещении пандемии, а также о функции независимого, не включенного в ситуацию наблюдателя. Кроме того, подавляющее большинство сходится в том, что статьи в рецензируемых научных журналах являются главным и наиболее достоверным источником информации, однако в пандемию и их, и слова экспертов нельзя автоматически принимать на веру и необходимо перекрестно проверять. Фактически, научные журналисты из разного типа СМИ в пандемию придерживались схожих стандартов работы, то есть идентичность научного журналиста оказывается сильнее идентичности принадлежности к СМИ определенного профиля.
Напротив, очень по-разному описывают свой опыт работы с источниками авторы из государственных и независимых СМИ. Для первых эксперты — врачи и ученые — в пандемию показались особенно открытыми к сотрудничеству и прозрачными в своей работе. Вторые испытывали многочисленные отказы в интервью и комментариях, затягивание работы с запросами со стороны пресс-служб, самоцензуру источников, нежелание говорить открыто или под своим именем. В результате удалось выделить три главных типа политических ограничений: редакционная политика, доступность и самоцензура источников, самоцензура.
Наконец, оценка политизированности самой тематики коронавируса разнилась. Так, менее политизированной ее считали представители государственных СМИ. В любом случае, политизация не была тотальной, а касалась только определенного круга тем внутри пандемии — сильнее всего она ощущалась при описании статистики заболеваемости и разработки вакцины. Более научные аспекты — мутагенность вируса, например, — оставались совершенно свободными от политического влияния.
«Пандемия стала стресс-тестом для всей медиасистемы. Научная журналистика — это своего рода подушка безопасности, ведь именно на этих профессионалов можно ориентироваться в освещении сложных научных тем. Однако даже для них многие дилеммы оказались сложно разрешимыми. Самая главная, наверное, состоит в нахождении баланса между запросом аудитории на четкие инструкции и окончательные диагнозы — и самой природой научного знания, в котором всегда должно быть место сомнению. Журналисты говорили о том, что пытались действовать по принципу «не навреди». Конечно, в зависимости от профиля СМИ этот принцип истолковывается по-разному. Это в том числе показывает, как важно иметь крепкое профессиональное сообщество, в котором обсуждаются подобные вопросы, вырабатываются нормы, что может снизить уровень стресса для каждого отдельного журналиста», — отметила в комментарии для Naked Science Анна Литвиненко, научный сотрудник Свободного Университета Берлина.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии