19.10.2015
Редакция Naked Science

Пчел в Таиланде научили охранять поля от слонов

Аграрии Таиланда начали использовать пчел для охраны рисовых полей от слонов, вытаптывающих посевы. По оценке местных чиновников, способ показал себя на 74% эффективнее традиционных электрических заборов.

7032356435_89a59ec574_k

Как сообщает Bangkok Post, эксперимент по использованию пчел в качестве охранников рисовых полей проводился в природном парке Phu Luang на севере Таиланда. Местные жители с переменным успехом пытались здесь защищать свои посевы от набегов диких слонов в течение долгих лет. По данным исследователей, в этом районе их обитает порядка 50 особей.

Ранее местный департамент национальных парков, дикой природы и защиты растений пытался в этом помогать, применяя электрические ограды. Однако использование пчел, по предварительным данным, на 74% эффективнее электрозаборов. Параллельно, по словам чиновников, удается решить проблему сохранения жизни и здоровья самих слонов, считающихся символом Таиланда и королевской власти.

Саму идею «пчелиной охраны» чиновники страны нашли в Интернете: таким способом, как оказалось, уже пользуются их коллеги в Кении. В рамках эксперимента на границах полей были развешаны 25 ульев, в каждом из которых живет по 20 тысяч пчел. Если веревка дергается, пчелы покидают ульи (они открываются автоматически) и набрасываются на нарушителей, обращая слонов в бегство. В качестве бонуса ульи дают аграриям достаточное количество меда. Это компенсирует затраты на приобретение ульев, которые недешевы – примерно 3,5 тыс. бат за штуку (около 6 тыс. рублей). Один урожай от четверти сотни ульев доходит до 300 кг меда.

©youtube.com/khao yai news

Сейчас сотрудники департамента намерены распространить опыт на пять провинций в восточной части страны, где обитает около 300 особей диких слонов.

На охранные способности пчел ученые обращают внимание уже не в первый раз. Напомним, ранее биологи узнали о способности азиатских медоносных пчел отпугивать своих врагов.

Сторожа вход в ульи, они при виде приближающейся осы начинали посылать вибрирующий сигнал – быстро двигать брюшками из стороны в сторону в течение нескольких секунд. Как правило, на ос это производило должное впечатление. Однако, если все же оса, несмотря на предупреждение, решит приблизиться к улью, ее тут же атакуют пчелы-солдаты, после чего на нарушителя территории набрасывается весь улей.

При этом пчелы четко отличали представляющих угрозу ос от безобидных насекомых. В рамках эксперимента к улью подпустили безвредную бабочку Papilio xuthus, внешне похожую на осу. Пчелы не реагировали на присутствие бабочки независимо от того, на какое расстояние она приближалась к их жилищу.