• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
4 января
Ольга Иванова
21
3 561

Василий Ключарев: «В свободу воли можно верить, но это не значит, что она есть»

5.6

В 1970-1980-х годах американский нейробиолог Бенджамин Либет провел свои знаменитые эксперименты, о которые до сих пор ломают копья не только ученые и философы, но и простые смертные. Эксперименты были посвящены свободе воли. С помощью электроэнцефалограммы Либет наблюдал мозговую активность участников перед тем, как они принимали решение — пошевелить рукой. Выяснилось, что за 0,5-1,5 секунды до этого намерения у них возникала ЭЭГ-активность, предсказывающая это движение. Значит, мозг посылает сигнал о готовности раньше, чем человек осознает это, то есть никакой свободы воли у нас нет! Неудивительно, что эксперименты породили массу споров, и в дальнейшем их результаты частично опровергли (в том числе в прошлом году российские специалисты из НИУ ВШЭ). Несмотря на это, многие ведущие мировые ученые до сих пор уверены: свободы воли не может быть по определению. О доводах в пользу этого аргумента, а также об эксперименте «Вышки» против него, как наказывать преступников и есть ли смысл хвалить кого-то за достижения, если свободы воли нет, рассказал координатор исследования, участник проекта «Я пошел в науку», ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василий Ключарев.

Ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василий Ключарев / © Михаил Дмитриев, НИУ ВШЭ

— Как вы считаете, есть у нас свобода воли и что это вообще такое? Можно ли называть ее проявлением не только сознательные, но и неосознанные мотивы? Ведь по идее за то, что попадает в наше сознание, тоже можно нести некую ответственность — это мотив лучше понимать себя, развивать «осознанность».

— Я симпатизирую идеям известного нейроэндокринолога и приматолога Роберта Сапольски, который утверждает, что свободы воли нет. Что касается определения, то в данном случае важно мнение не только нейробиологов, но и философов. Потому что они столетиями бьются над определением термина свобода воли и до сих пор не нашли четкого ответа. Можно использовать определение свободы воли как «возможность следовать своим желаниям» даже, когда нами руководят некие не осознаваемые нами мотивы. Но вот вам наглядный пример — паталогический маньяк, которым явно руководят какие-то его осознанные и неосознанные мотивы. Он явно поступает так, как ему хочется. Но разве он полностью свободен в своих действиях?

Найдутся те, кто скажет: да, свободен, человек волен выбирать как ему поступить. Другие будут утверждать обратное. Однако если смотреть на это с точки зрения причинно-следственных связей, то некоему действию или мысли всегда найдется причина. Определенная генетика, детские травмы, социальные условия, история переживания насилия, патологический гормональный фон или нарушения работы мозга — все может привести к девиантному поведению. Есть ли здесь свободный выбор у того человека или он предсказуемо «детерминирован» стать маниакальным преступником.

Возьмем пример попроще. Если мы отмотаем историю строительства Пизанской башни назад, то увидим: ее наклон есть следствие инженерной ошибки. Чтобы башня не кренилась, этой ошибки не должно было быть изначально. Сколько бы раз мы не строили башню по неправильному проекту из неподходящих материалов, результат будет один и тот же — она упадет. Мысленно отмотайте назад время у любого в решения, на сам момент его принятия. У решения были определенные причины (настроение, доступная информация, выброс гормонов, что угодно) и именно из-за них оно было принято. Для иного решения нужны иные причины, ровно также для того, чтобы башня не упала требуется иной план и иные материалы.

Один из главных сторонников отсутствия свободы воли — американский нейробиолог и приматолог Роберт Сапольски / © Кристофер Мишель, Cmichel67, en.wikipedia.org

Поэтому такой мысленный эксперимент с перемотанным временем позволяет осознать, что принятое решения не может быть иным. Это иллюзия, что мы могли бы принять другое решение, для этого или мы или обстоятельства должны были быть иными. Так мы можем разложить причины любых явлений — в том числе, наших мыслей и действий. Просто мы не всегда видим эти причины, зачастую мы просто не имеем понятия о неких закономерностях, которые мы или называем случайностью, или решением нашей интуиции. На самом деле, множество скрытых и явных причин приводят к определенному результату и никакому другому привести не могли.

Но есть же случайные процессы в физике и химии?! Согласно квантовой физике, есть. Но они не способны повлиять полуторакилограммовый мозг. Даже если бы и смогли, то случайное решение не являестя свободным, от нас оно точно не зависит. Механизмы наших решений подчинены строгим законам природы, даже если часть из них нам пока неизвестна. И мы сами — продукт природы, на нас и наш мозг точно также действуют законы физики и химии. В нашем мозге происходят определенные физико-химические реакции, которые всегда движутся по определенным алгоритмам. Чтобы наше решение в какой-то момент времени оказалось другим, должны были произойти другие процессы в нашем мозге. Должны были быть другие условия: другой сиюминутный момент, другая среда, другое самочувствие, другая история развития, другая генетика, наконец. Отсюда возникают неизбежные вопросы — отвечает ли человек за свое преступление или нет? Стоит ли восхищаться достижениями какого-нибудь художника или профессора? Или же они и не могли быть иными.

— Можем ли мы выбрать, какую из этих физико-химических реакций запустить?

— Сегодня с помощью сложной аппаратуры, мы можем наблюдать в какой момент мозг принимает решение, исходя из его активности. Допустим, мы можем сказать себе — я не буду принимать решение. В свое время и сам Либет показал, что есть некое временное окно, когда человек может отменить свое решение — не принимать его. Он был убежден, что это и есть момент свободы — возможность обратить запущенный процесс вспять. Но на самом деле, если говорить о причинно-следственной связи, вновь возникает вопрос — а с чего вдруг ты решил отменить свое решение?

Это новое решение откуда-то с неба свалилось, ты можешь утверждать, что у этого не было причин? Нет, не можешь. И ты начинаешь разворачивать другую причинно-следственную цепочку. Возможно, связанную с более сложно организованными областями мозга, которые сначала что-то планировали, а потом решили доказать себе, что ты свободен. Но там была запущена своя причинно-следственная нить, предсказывающая, что ты развернешь назад свой предыдущий план. То есть определенные нейроны были детерминированы принять решение «не принимать решение». Понимаете? И даже если допустить, что возможны какие-то случайные процессы, то причем тут ваша свобода? Ведь это не вы приняли решение — это просто было случайностью.

— Если представить, что наши решения детерминированы нашим бессознательным, то можно ли с ним как-то работать, чтобы не изменить, но хотя бы как-то заранее понимать, куда нас «несет»?

— Выскажу свое мнение. Конечно, в принципе, я могу пойти к психоаналитику или поведенческому психотерапевту, которые начнут работать со мной, разворачивая мои детские воспоминания или вырабатывая новые реакции на ту или иную ситуацию. Или, например, записаться на прием к психиатру — он выпишет мне таблетки от психиатрического заболевания. Но снова у нас возникает тот же вопрос — а с чего вдруг мы решили обратиться к специалисту, свободным ли было это решение? В смысле: могли мы его не принять?

— Как в этом случае поступать с преступниками?

— Любопытные идеи об этом высказывает известный ученый Стивен Пинкер. Вот представьте: адвокат встает на суде и показывает МРТ-снимок мозга своего подопечного примерно с такими словами: «Вы посмотрите, он не мог не убить. У него область мозга – миндалина, связанная со страхом наказания, в пять раз меньше, чем у обычного человека, он не учится на собственных ошибках, родители ничему его не могли научить». В обычной ситуации его отправили бы на лечение с формулировкой о том, что человек не отвечает за свои поступки. Но судья «новой формации», сомневающийся в наличии соборы воли, в этом случае не отправляет его в больницу, а говорит: «Раз у него в пять раз уменьшена миндалина, раз он в пять раз хуже учится на своих ошибках, чем обычный человек, значит, и наказание для него должно быть соразмерно увеличено — в пять раз. Он отправляется не на лечение, а в тюрьму и наказывается в пять раз сильнее». Кстати, сегодня в мировой юридической практике уже есть случаи, когда данные адвоката о мозге подопечного влияли на решение судьи.

Есть знаменитый пример, описанный в научной литературе, когда у одного из работников социальной сферы начала вдруг проявляться склонность к педофилии. Стали сканировать его мозг, а там — гигантская опухоль в мозговом центре регуляции эмоций. Ее удалили. И что же — педофилия сразу же прошла. А потом, когда вернулась опухоль, симптомы возникли вновь. Эпизод запустил масштабное обсуждение ответственности человека за свое поведение. Это нагрудный случай, когда конкретный мозг неизбежно формирует определенное поведение.

Поэтому, когда мы принимаем концепцию отсутствия свободы воли, мы начинаем относиться к человеку по-другому — скорее механистически, раскладывать его поведение на составляющие. То есть осознание отсутствия личной ответственности за поступки (ведь преступник или просто плохой человек не мог повести себя иначе) вовсе не равно тому, что мы ничего не можем менять в поведении опасных для общества людей и не имеем возможности его контролировать. Сапольски, например, приводит пример кораблей, которые когда-то прибывали из долгих плаваний. Их ставили на карантин на несколько месяцев, понимая, что они могут принести, например, чуму. Никто этих матросов не винил, но их изолировали от общества. Похожим образом Сапольски предлагает относиться к преступникам: не наказание, а карантин. Мы не обвиняем человека — он вот такой, какой есть, но мы имеем право отправить его на на карантин.

— Из-за осознания отсутствия свободы воли у человека может появиться некие фаталистичные настроения, хандра и депрессия, как это происходит с самим Сапольски. Что с этим делать, на ваш взгляд?

— Темой свободы воли я увлекся лет 20 назад. Когда-то я работал в Голландии, где днем принято с коллегами пить кофе. И как-то во время одной из таких посиделок я спросил у них, мол, у вас протестантское общество, а у протестантов все предопределено божественным проведением: кто плохой, кто хороший, что с вами будет. Почему же вы такие активные: путешествуете, зарабатываете, строите? Коллеги мне ответили примерно так: если все определено Богом, то мы в себе просто пытаемся заметить его решение, поэтому для нас огромная радость обнаружить, что мы выбраны активными, хорошими христианами. Если мы плохи, то для нас — это означает попасть в ад, поэтому есть смысл постоянно искать признаки выбора Бога. Я сейчас не говорю, что этим должны заниматься и мы с вами, а лишь привожу пример очень активного общества, где столетиями господствует похожая философия: все предопределено.

Подобная концепция — один из способов отношения к отсутствию свободы воли. Понимание того, что все или многие вещи не зависят от тебя, повод заглянуть внутрь себя и получать удовольствие от того, что в тебе есть хорошего. А если видишь плохое, то поискать в себе ресурсы, скомпенсировать это с помощью конкретных интервенций, повлияв на свой мозг определенным образом. Есть бесспорный плюс от осознания отсутствия свободы воли — с этого момента ты людей видишь уже по-другому. Осознавая, что все мы разные, понимаешь, что нет вины и нет заслуги: если кто-то ленивый, то нет смысла его обвинять, он такой, какой есть (есть смысл только помочь человеку), если кто-то что-то добился, то по-другому быть и не могло (восхищаться здесь тоже особо нечем). Вопрос свободы воли — это вопрос даже не столько нейробиологии, сколько философии и физики и связанным с ней детерминизмом всего происходящего.

— Расскажите о вашем исследования, где вы вместе с коллегами опровергли выводы Либета.

— По анализу активности мозга Либет за полсекунды предсказывал решение человека: пошевелит он рукой или нет. Эти эксперименты начали со всех сторон критиковать. Многие говорили: что это за решение такое — двинуть рукой. Мол, решение — это сложный выбор, что Либет всего лишь изучает инициацию движения. Но так или иначе у всех эти эксперименты вызвали огромный интерес.

Либет ставил эксперименты так, что участники должны были пошевелить рукой в случайный момент времени. Но у людей есть проблемы со случайностью. Сегодня понятно, что мы вряд ли принимает случайное решение, а скорее придумываем себе внутреннюю закономерность, которая похожа на случайность. То, что мы видим при регистрации активности мозга, на самом деле, закономерный алгоритм нашего мозга, воображающего случайность, а не по-настоящему случайный процесс. На этом аргументе строятся доводы одних критиков.

Доводы других — основаны на так называемом потенциале готовности мозга, которую регистрировал Либет: выраженной активности мозга, которая действительно возникает перед началом какого-то действия. По этому потенциалу можно предсказать: человек сейчас совершит какое-то движение. Есть очень красивое исследование, которое проводилось при участии людей, прыгающих с тарзанки. По активности их мозга предсказывалось в какой момент они совершат прыжок.

Этим потенциалом готовности мозга и занималась наша группа. Мы опирались на поведенческое исследование, которое в свое время обратило внимание на проблемы в эксперименте Либета. Он регистрировал моменты, когда человек нажимает на кнопку и когда он понимает, что хочет принять это решение. Желание нажать на кнопку возникало чуть раньше самого действия, а активность мозга — еще раньше самого желания. Так вот в дальнейшем было обнаружено, что если человек тренируется в рамках этой парадигмы совершать действия, то в зависимости от небольших изменений в инструкции вдруг меняется момент возникновения его желания совершить действия. Оказалось, что в зависимости от того, как люди тренируются, плавает и момент возникновения желания нажать на кнопку.

Наша команда попробовала взять эту экспериментальную парадигму и посмотреть: хорошо, момент желания меняется в зависимости от деталей исследования (подготовки участников), но меняется ли также активность мозга испытуемых? Условно, если активность мозга предсказывает мое желание принять решение, то она должна меняться вместе с самим желанием: если оно возникает раньше, то и мозговая активность должна появляться раньше, если это происходит позже, то соответственно позже возникает и активность. Тогда мы смогли бы показать, что та активность мозга, которую изучал Либет, действительно была связана с желанием принятия решения — с волей испытуемых.

Схема процесса эксперимента Либета: 0 — обдумывание и принятие решения какой рукой и пальцем человек будет действовать (минимум 30 мс согласно Тревен и Миллер) 1 (− около 500 мс) — планирование действия измерение потенциала готовности, 2 (−200 мс) — человек чувствует желание и может отменить свое решение 3 (0 мс) — действие / © Createaaccount, ru.wikipedia.org

Но оказалось, что они не связаны: несмотря на то, что момент возникновения желания смещался во времени, активность мозга участников не менялась. Да, она возникает чуть раньше, чем человек принял решение, но, видимо, не связана с субъективным ощущением о том, что участник хочет принять это решение. Судя по всему, активность — это разворачивающаяся готовность мозга к движению. То есть процесс гораздо более сложный, чем думал Либет. Но он классно поставил сам вопрос! Надо сказать, что после него начались более сложные эксперименты, где от испытуемых требовалось не просто двинуть рукой, а, например, сложить-вычесть. И эти эксперименты предсказывали то, какое именно действие совершит испытуемый. То есть предсказать решение человека можно, но это предсказание будет далеко не стопроцентным.

— Можно ли, исходя из результатов вашего эксперимента, надеется на то, что свобода воли все-таки существует?

— Если человек очень хочет верить в свободу воли, то на основании нашего исследования такие выводы, конечно, сделать можно. Активность мозга и желание принять решение действительно не связаны напрямую. Более того, и сам Либет в конце жизни пришел к выводу о том, что человек все-таки свободен в своих решениях. Но многие, глядя на его исследования, к такому выводу не пришли.

На мой взгляд, просто существует более сложная взаимосвязь между активностью мозга и принятием решения и об этих процессах мы пока знаем очень мало. Да, Либет не дал нам окончательного аргумента, но если у всего есть причинно-следственные связи, приводящие к нашим решениям, то рано или поздно мы их найдем — не этими, так другими методами. В свободу воли можно верить, но это не значит, что она есть.

Проект «Я пошел в науку» поддержало Министерство науки и высшего образования России.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 20:18
Елизавета Александрова

С точки зрения современной космологии, гравитация темной и обычной материи заставляет галактики «тянуться» друг к другу и образовывать гигантские космические структуры, а меж тем пустое пространство между этими структурами все время расширяется. Недавно астрофизики «прицельно» рассмотрели крупные галактические скопления, чтобы понаблюдать, как все это происходит на практике. То, что ученые увидели, не совпало с их теоретическими представлениями.

4 часа назад
Березин Александр

Древние римляне больше любого другого народа античности использовали свинец. Но среди историков нет единства относительно последствий этого. Одни ученые уверены, что широкое применение свинца должно было влиять на цивилизацию столь же негативно, как тетраэтилсвинцовая «эпидемия» в XX веке. Другие полагают, что жесткая вода блокировала стенки свинцовых труб и поэтому никакого массового отравления римлян свинцом просто не было. Новая научная работа привлекла образцы арктических льдов для решения вопроса. Оказалось, что даже без учета труб ситуация была очень непростой: ядовитым стал сам воздух.

Вчера, 18:02
Михаил Орлов

Исходно во Вселенной были лишь три самых легких химических элемента, остальные образовались в недрах звезд или при более экстремальных условиях. Это касается и углерода — основы всех органических соединений живых клеток. Приятно думать, что наши клетки содержат в себе атомы из древних звезд. Согласно новой статье, этот углерод к тому же мог на время покидать Галактику и затем вновь в нее вернуться.

4 января
Михаил Орлов

Мезозавры стали одними из первых позвоночных, которые вернулись в моря вскоре после выхода их предков на сушу. Они жили в конце палеозоя (накануне величайшего пермского вымирания) у берегов южного континента Гондвана — им соответствует современные Африка и Южная Америка. Мезозавров обычно считают небольшими, в среднем 0,7 метра в длину, однако новая статья в Fossil Studies описала гигантский образец из уругвайских лагерштеттов. Согласно оценкам, он был втрое длиннее большинства известных мезозавров.

Вчера, 20:18
Елизавета Александрова

С точки зрения современной космологии, гравитация темной и обычной материи заставляет галактики «тянуться» друг к другу и образовывать гигантские космические структуры, а меж тем пустое пространство между этими структурами все время расширяется. Недавно астрофизики «прицельно» рассмотрели крупные галактические скопления, чтобы понаблюдать, как все это происходит на практике. То, что ученые увидели, не совпало с их теоретическими представлениями.

Позавчера, 18:08
Елизавета Александрова

Новая американская лунная программа «Артемида» предусматривает строительство на Луне базы, в которой можно будет жить неделями. Для создания идеальной концепции будущего лунного города NASA организовало специальный проект по сбору лучших предложений от американских ученых. Недавно один из университетов США представил вариант специального центра лунной инфраструктуры, в котором электричество должно передаваться с помощью лазерных лучей, а большую часть работ автоматически проделывают планетоходы, похожие на пауков.

27.12.2024
ФизТех

Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.

26.12.2024
Полина Меньшова

Согласно популярному утверждению, человеческая мысль — едва ли не самое быстрое, что существует в природе. Даже свет многие считают менее быстрым, поскольку он распространяется со скоростью 300 тысяч километров в секунду, а мысль — «мгновенно». Однако новое исследование опровергло бытовую логику. Ученые из Калтеха измерили скорость, с которой человек обрабатывает информацию, и обнаружили, что основные когнитивные процессы во много раз медленнее не только распространения света, но и низкоскоростного интернета.

13.12.2024
Юлия Трепалина

С какого возраста зооврачи считают собак престарелыми? Это недавно выяснили исследователи из Великобритании и Венгрии, проанализировав карты пациентов ветеринарных клиник. Также ученые установили, от каких проблем со здоровьем чаще страдают пожилые питомцы.

[miniorange_social_login]

Комментарии

21 Комментариев
Иван Колупаев
10 минут назад
-
0
+
Смешной так-то разговор. Ведь идеальный человек со "свободной волей" должен совершать действия спонтанно, ни на чем не основываясь, а человек идеально не свободный управляется по секретному радио, говорящему у него в голове. С обоих концов получаются чокнутые. Но большинство людей все ж как-то умудряются не впадать в крайности 😏
Дмитрий Гаврилов
6 часов назад
-
0
+
Перечитал еще раз. Автор, доказывает что свободы воли нет. Но при этом рекомендует: -- А если видишь плохое, то поискать в себе ресурсы, скомпенсировать это с помощью конкретных интервенций, повлияв на свой мозг определенным образом. -- Так это и есть проявление своей свободной воли, разве нет? Если автор допускает, что человек способен повлиять на свой мозг, то он должен допускать и наличие свободной воли у этого человека - мозг управляет человеком, но и человек способен управлять своим мозгом - ну и по кругу. По поводу людей "не могущих не убивать или не насиловать". Ну раз свободы воли нет, наличие самосознания у авторов статьи тоже, я так понимаю, под вопросом . То исходя из такой логики, зачем такие люди нужны вообще? Тюрьма - это наказание, для исправления поведения. Но раз исправить нельзя, зачем тюрьма? Бешеных собак же не в карантин сажают.
    Дмитрий Прокопенко
    58 минут назад
    -
    0
    +
    "Ну раз свободы воли нет, наличие самосознания у авторов статьи тоже, я так понимаю, под вопросом" Не понимаю такого вывода. Мы можем говорить о том, что у человека есть разум, самоосознание, воля...И свобода или несвобода последней едва ли влияет на феномен самоосознанности. "Так это и есть проявление своей свободной воли, разве нет?" А почему это не может быть проявлением несвободной воли? "Я сделал так, потому что у меня не было выбора." А можно сказать и так. Пассивность - выбор, попытки изменить что-то - тоже выбор. Но этот выбор несвободен, он связан по рукам и ногам причинностью. "Если автор допускает, что человек способен повлиять на свой мозг, то он должен допускать и наличие свободной воли у этого человека - мозг управляет человеком, но и человек способен управлять своим мозгом - ну и по кругу." Человеческий мозг постоянно перепрошивается мыслями в голове, так уж он устроен. Делает ли это по "своей воле", "чужой воле", воле, которая способна на "чудеса свободы" - не важно. Ее "свободность" от чего-либо не обязательное условие процесса. "мозг управляет человеком, но и человек способен управлять своим мозгом". Утверждение кажется избыточным. Будто есть человек (который непременно с мозгом) и есть мозг в вакууме. Наверное, правильнее - мозг управляет телом и сам собой. Хоть и это упрощение.
Дмитрий Гаврилов
11 часов назад
-
0
+
И вот почему этот нейробиолог, отрицающий свободу воли, не может привести свою бороду впорядок, но одновременно красит и завивает волосы, очевидно пересаженные? Разве это не протест этой самой свободной воли против детерминизма старения, неизбежного увядания и смерти и одновременный протест против этого самого старческого стремления выглядеть моложе? Этот протест против предопределённости, по-моему, сплошь и рядом - как только человек видит, что его путь предсказуем, что его можно описать каким-то одним словом, поставить штамп - он сразу ищет путь противоположный этому штампу, ищет тропинки в обход той широкой трассы, что видит перед собой. Это самоутверждение своего Я, своего самосознания и своей свободной воли, при чем очень часто в ущерб своим же интересам (экономическим, биологическим и др.) - красивые, здоровые и обеспеченные не ищут замужества и не стремятся рожать, страшные, больные и бедные, наоборот, самоутверждаются за счет продолжения рода. Глупые - грызут гранит науки нежалея сил и здоровья, умные, которым учёба дается легко, бросают учёбу на полпути и идут в строители или спорт. Нет обьективных причин для такого поведения, есть только демонстрация самозознания - вот он(она) Я и Я есть и сам выбираю куда мне повернуть на следующей развилке.
Иван Колупаев
1 день назад
-
2
+
А не надо вкладывать в понятие "воля" метафизические смыслы и противоречия исчезнут. Ну да "воля" это результат множества воздействий порой совершенно незначительных и неясных, но порой и вполне осознанных и/или поддающихся коррекции. К примеру отсидел человек в тюрьме - не понравилось - больше туда не хочет. Вот и не падает у него пизанская башня. Возможно разобравшись получше в механизме принятия решений ученые поймут как воздействовать не столь грубыми методами, но... тут-то "свободе воли" и придет конец. Когда причины принятия решений и способы на них влиять станут известны и предсказуемы. И мы поймем что раньше-то она у нас была хоть и с некоторыми оговорками. В сущности "свобода воли" это предопределенность причин которой мы достоверно не знаем и не можем управлять.
Dmitriy Dorian
1 день назад
-
0
+
Высказывания г. Ключарёва ну уж очень упрощают эту сложнейшую тему и отдают махровым редукционизмом, сводящим все психические процессы к нейрофизиологии и химии. Вот это его высказывание: "В нашем мозге происходят определенные физико-химические реакции, которые всегда движутся по определенным алгоритмам", демонстрирует, что он вообще не знаком с работами Ильи Пригожина по диссипативным системам. И является консервативным детерминистом. Так что этот "эксперт" тянет максимум на не очень качественного популяризатора науки, уровнем повыше, конечно, чем Черниговская, но с очень простым и устаревшим взглядом на природу сознания и психические процессы.
    andrey d
    1 день назад
    -
    1
    +
    Dmitriy, "отдают махровым редукционизмом, сводящим все психические процессы к нейрофизиологии и химии." - я об этом и говорить не стал, тут не до таких сложностей. Но не стоит винить г. Ключарёва, ведь его, по его же словам, не существует, а интервью дали некие физико-химические реакции в голове, которые у него всегда движутся по определенным алгоритмам, и повлиять на происходящее он не мог никак. Они захотели поговорить на эту тему, они выбирали слова, а г. Ключарев за этим только с ужасом наблюдал.
    +
      ещё комментарии
      Dmitriy Dorian
      1 день назад
      -
      0
      +
      andrey, кстати, вы верно подметили. Г. Ключарёв не выбирал позицию редукциониста, её выбрали причинно-следственные алгоритмы в его голове. Он даже если бы захотел, не смог выбрать другой взгляд на эту сложную проблему.
    Дмитрий Прокопенко
    24 часа назад
    -
    0
    +
    "сводящим все психические процессы к нейрофизиологии и химии." И к физике, наверное. А к чему еще можно свести психические процессы в человеческом мозге?
    +
      ещё комментарии
      Dmitriy Dorian
      21 час назад
      -
      0
      +
      Дмитрий, сводить их к чему-то — это и есть примитивный редукционизм. Как минимум, можно предположить, что психические процессы являются эмерджентными, то есть, не являются простой функцией физических и химических процессов.
        Дмитрий Прокопенко
        9 часов назад
        -
        0
        +
        Сводить их к чему-то" А когда вы говорите про эмерджентное свойство, то вы не "сводите к чему-то"? И я не против эмерджентности и холизма, пока это не противоречит физическим законам. Сводить все к физике/механике этого мира - вполне себе научный подход, мне кажется. Тогда я за "примитивный" редукционизм. Если мы не сводим к физике этого мира, то что мы получаем? Что-то, что неподвластно причинно-следственной связи? Что это в таком случае?
andrey d
2 дня назад
-
0
+
"Но вот вам наглядный пример — патологический маньяк, которым явно руководят какие-то его осознанные и неосознанные мотивы." Не руководят. Они ПОДТАЛКИВАЮТ его к определенным поступкам, а он волен сопротивляться им или нет. Некоторые люди с садистскими патологическими процессами берут нож и выбираются вечером на неосвещенную улицу, а другие приходят в клинику с просьбой спасти их. " Выяснилось, что за 0,5-1,5 секунды до этого намерения у них возникала ЭЭГ-активность, предсказывающая это движение." - ничего она не предсказывала, а лишь являлась ЧАСТЬЮ процесса принятия решения.
    Dmitriy Dorian
    1 день назад
    -
    0
    +
    andrey, спасибо за это уточнение. Да, г. Ключарёв всё очень примитивизирует, то ли в угоду более лёгкому потреблению, то ли он действительно на таком уровне представляет сложные и нелинейные процессы в мозге. Он же популяризатор науки, что бы это ни значило. Так что профдеформация, видимо.
    +
      ещё комментарии
      andrey d
      1 день назад
      -
      1
      +
      Dmitriy, "популяризатор науки, что бы это ни значило.", увы, в большинстве случаев сейчас означает примитивность и громкие заявления
andrey d
2 дня назад
-
0
+
Господин ведущий сотрудник путает теплое с мягким, хотя это далеко не единственная его ошибка. Очень грубо говоря, он "удаляет" из мозга "зону сознания", заявляя, что она ни на что не влияет. Даже якобы полностью бессознательное автоматическое действие может оказаться совсем не таким, если оно было выработано заблаговременно и осознанно (например, уклон от удара во время боксерского поединка). На решение, безусловно, влияют разные факторы, но некоторым очень хочется привлечь к себе внимания яркими заявлениями (бессознательное поведение, берущее начало из детских травматических переживаний)))
Виталий Сокол
2 дня назад
-
0
+
Самое глупое что можно сделать это поверить в то, что Пизанскую башню "наклонили" по ошибке. Вспоминается Задорнов и его классическое "ну, тупыыыые". Нет. Они не были тупые. Да. Они умели строить. Умели в архитектуру. Нет. Они не ошиблись в "наклоне". Они сделали это СПЕ-ЦИ-АЛЬ-НО. PS: а поскольку перемешаны "философия" и "полное отсутствие чёткого определения понятия свободы-воли", то возникает тупик под названием "детерминированность Хаоса". Будем прыгать от демагогии до софистики, пока энтропия не поглотит импульс.
Степан Жук
2 дня назад
-
0
+
Свобода воли конечно существует. Просто потому, что бывает так, что предыдущие события складываются так, что вероятность принятия каждого решения - 50 на 50. Или 1/3. Чистая теория вероятности. Удивительно, что в статье не вспомнили про Буриданова осла. Это же и есть по-сути, самый первый эксперимент на предмет свободы выбора. Так и в жизни бывает, что все за и против определённых решений - строго 50 на 50. Кто-то монетку бросает, кто-то ещё как. Но предопределено все быть не может.
Валентин Подмазко
3 дня назад
-
0
+
Классная статья. Жаль только, что не очень подробная, особенно в философском и и историко-философском отношении. Вкусно, но мало:)
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно