Достоевский, картошка и химия звезд — Naked Science
15 минут
Редакция

Достоевский, картошка и химия звезд

В эксклюзивном интервью после лекции в Сколково нобелевский лауреат по химии Гарольд Крото рассказал Naked Science про фуллерены, особое понимание Шекспира и про то, что означает для России русский язык.

MewithC60etc2
©Wikipedia

Фуллерены – это крупные молекулярные соединения, которые представляют собой замкнутые многогранники из атомов углерода. В 1985 году Роберт Керл, Ричард Смолли и Гарольд Крото в ходе исследования химических процессов, происходящих в звездах, смогли опытным путем обнаружить подобные молекулы при облучении графита. За это трое ученых в 1996 году разделили между собой Нобелевскую премию по химии, а Гарольд Крото был посвящен королевой Великобритании в рыцари.

 

Господин Крото, несмотря на свои громкие титулы, превращаться в сноба не стал и широко занялся проблемами современного образования, часто напрямую работая с детьми. В частности, он открыл сайт The Vega Science Trust, где бесплатно размещаются лекции ведущих ученых мира.

 

Об этом и многом другом сэр Крото рассказал в своей лекции «Educational Revolution and the Goo-You-Wiki World», после которой с ним удалось побеседовать нашему корреспонденту.

 

Гарольд Крото / ©kroto.info

 

– Как вы думаете, сможет ли онлайн-образование когда-нибудь полностью заменить классическую систему образования?

 

– Нет. Дело в том, что каждый ребенок особенный. Проблема, с которой учитель сталкивается в классе с тремя десятками детей, это необходимость выделить внимание каждому из них в отдельности. И это действительно крупная проблема. Мне кажется, учителя будут всегда. В каждом классе всегда стоит ряд вопросов – сколько детей заинтересуется наукой? А музыкой? Спортом, географией, историей, изучением иностранных языков? Огромная сложность в том, что учителя всегда начинают работу с классом, где обычно заинтересованы в предмете лишь 20% детей.

 

Роль любого учителя – раскрыть творческий потенциал ребенка. И это, мне кажется, очень трудно, если учитель говорит узко о каком-то отдельном предмете. В случае со мной это было не совсем так, в учебе я был заинтересован в спорте, в музыке, в рисовании, и, конечно, в науке, но я не очень интересовался языками.

 

Вообще, образование окружает великое множество проблем, особенно на его начальных стадиях. Мне кажется, когда детям становится 10 и более лет, ошибкой для учителя будет просто делать лекции или презентации по предмету. Я не знаю, как решить эту проблему. Мне, например, не нравились уроки французского языка. Для меня язык – это вопрос коммуникации, и я так и не смог выучить французский достаточно, чтобы оценить французскую культуру. У меня просто не было времени на это – я его, например, тратил на теннис.

 

– Вы считаете изучение иностранных языков не таким важным, как изучение научных дисциплин?

 

– Я разговариваю по-английски, многие в мире разговаривают по-английски. Для меня представляется важным учить язык для того, чтобы глубоко понять культуру того или иного народа. И мне нужно выучить его действительно хорошо, чтобы быть способным, к примеру, читать по-русски и понимать Чехова, Толстого. Хотя я читал их в переводе, на английском. Когда мне было 13 лет, я читал «Войну и мир» Толстого, также Чехова, Гоголя, Достоевского. После этого, правда, я никогда не брал подобных книг в руки – они меня убивают, эти русские писатели. Но да, я читал их по-английски.

 

И тогда я понял, что чтобы что-то понять в культуре, нужно учить язык. И язык России – русский язык – это важнейший аспект вашей культуры. Так же, как язык науки – важнейший аспект научной культуры. Например, в математике, в алгебре вы не можете объективно оценить науку, не зная ее языка, а ее язык – это формулы, дифференциальное и интегральное исчисления и прочие подобные вещи.

 

Вы не можете оценить произведения Шекспира, если вы не владеете английским языком. Вы, конечно, можете понять сюжет – ну, девушка влюбляется в парня, парень убивает ее брата, и они кончают жизнь самоубийством – «Ромео и Джульетта», ну вы знаете. Есть разные постановки трагедии – Прокофьева, Чайковского… Но я считаю, что «Ромео и Джульетта» Прокофьева – это уже не Шекспир, это отдельная опера. Культура важна, язык важен, но у меня часто просто нет на это времени.

 

Гарольд Крото ©kroto.info

 

– Тогда как, по-вашему, стоит организовать изучение иностранных языков?

 

– Ты не должен ходить в школу, чтобы выучить русский. Чтобы это сделать, тебе нужно еще ребенком приехать в Россию и начать играть с русскими детьми в песочнице прямо с 3-4 лет, без серьезных стараний – это и есть естественный способ выучить язык. А учить его за партой в школе, в университете – это просто глупый способ учить языки.

 

Язык математики – это немного другое, однако величайший математик Джон Фон Нейман, например, выучил его не в школе, а в процессе изучения книг по математике. Причем он учился читать по этим книгам! Он познавал английский язык не через детские стишки, а через учебники по математике. Это, на мой взгляд, очень интересный случай. Это действительно что-то говорит об образовании, но люди пока это не совсем понимают.

 

Я думаю, что сейчас, после тысячи лет развития образования, мы до сих пор далеки от решения этих проблем. Сам я делаю только то, что могу. Я использую интернет, чтобы повернуть все на 180 градусов, чтобы сфокусироваться на учителях, поймать то, чем они больше всего увлечены в науке.

 

Какая-то государственная комиссия скажет: «учи этому». Нет, так не должно быть. Нужно учить только тому, что ты сам любишь. Невозможно чему-то научить, невозможно создать интерес к предмету, если ты сам не увлечен им с головой. Даже не так важно, чему именно ты учишь, если это действительно раскрывает творческий потенциал ребенка.

 

– Значит, способ образования не важен, наибольшее значение имеет увлеченность?

 

– Не совсем. Чтобы раскрыть увлечение ребенка, нужно иметь увлеченного учителя. Целый спектр учителей, которые бы могли показать: вот эту науку я действительно люблю. Чтобы дети могли напрямую приобщиться к человеческому опыту. Учитывая, конечно, что какие-то вещи они уже знают. Дети должны учиться, раскрывать свой потенциал, но они не заинтересованы – просто сидят в своих мобильных телефонах. Ребенок учится чему-то, поглощая окружающую его информацию как губка. И обычно человек поглощает ту информацию, которая вызывает наибольший интерес.

 

Так, например, выучиваются языки. В той же песочнице – видишь собаку, тебе говорят – это собака. Видишь картошку – тебе говорят, что это «kartoshka». Реальная, а не какие-то нелепые рисунки картошки в учебниках. Например, в учебнике французского я вижу изображения собаки и подпись: «chien». Я даже не знаю, как это произносится по-английски. Хочется произнести «шиен», согласно транскрипции букв английского языка, а нужно произносить по-другому. Причем даже сейчас, столько лет спустя, хотя переключение с одного произношения на другое должно быть автоматическим.

 

– На ваш взгляд, какие недавние или относительно недавние исследования и открытия в химии могут повлиять на будущее человечества наиболее радикально?

 

– Я не занимаюсь прикладной наукой, меня больше интересует фундаментальная. Я не могу знать всего. Я лишь делаю то, что мне интересно, настолько хорошо, насколько могу. Я не очень хорош в стратегической науке – говорить людям, что им развивать и так далее. Наше открытие было сделано не потому, что мы искали что-то определенное, – я просто был заинтересован в звездной химии, никто бы не стал крупно спонсировать такие исследования. Но именно поэтому крайне важно финансировать фундаментальную науку, мне кажется.

 

Конечно, существуют огромные проблемы – энергетика, глобальное потепление, загрязнение воды, дефицит воды… Не могу сказать, в каких исследованиях однозначно будет прорыв. Но если говорить об энергетике, в частности, о повышении эффективности солнечных батарей, то мне кажется, что решение может прийти из области моих научных интересов.

 

У моего открытия действительно может быть прикладной аспект – фуллерены являются прекрасным энергетическим хранилищем, например электронов. То есть если фуллеренам найдут применение в технологиях, то это наверняка будет область электроники.

 

***

Хотелось бы выразить благодарность старшему менеджеру по внешним коммуникациям Сколтеха Александру Золотареву, который сделал эту беседу возможной.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 19:03
7 минут
Мария Азарова

Попадание патогена в эпителий слизистой дыхательных путей и захват вирусом бокаловидных клеток приводит к нарушению слизистого барьера. Из-за уменьшения количества муцина снижается не только обонятельная чувствительность, но и возникают неприятные ощущения в носу и рту, в том числе сухость.

Вчера, 10:22
5 минут
ПНИПУ

Ученые Пермского Политеха и Томского политехнического университета разработали уникальный сверхпрочный материал. Из него можно создать укрепляющие плиты для корпуса автомобилей – своеобразный «бронежилет». Также его можно использовать при отделке фасадов зданий и в производстве тротуарной плитки для придания им большей прочности. В отличие от аналогов, разработку впервые создали без дефицитных, дорогостоящих и токсичных материалов.

Вчера, 20:22
6 минут
Василий Парфенов

Печальные новости для любителей фантастики и уфологов: ученые снова понизили шансы на встречу с инопланетянами. Такие выводы сделали после анализа основных эволюционных переходов и времени, в течение которого на планетах могут существовать благоприятные для жизни условия.

Позавчера, 19:03
7 минут
Мария Азарова

Попадание патогена в эпителий слизистой дыхательных путей и захват вирусом бокаловидных клеток приводит к нарушению слизистого барьера. Из-за уменьшения количества муцина снижается не только обонятельная чувствительность, но и возникают неприятные ощущения в носу и рту, в том числе сухость.

Позавчера, 14:43
7 минут
Василий Парфенов

Фанаты эпической киноленты «Космическая одиссея 2001 года» могут ликовать: на Земле нашли объект, похожий на показанные в фильме монолиты. Необычный металлический артефакт обнаружили сотрудники Департамента общественной безопасности штата Юта во время рутинного облета территорий.

22 ноября
24 минуты
Александр Березин

Планеты вокруг нашего Солнца расположены совсем не так, как в других системах. И это имеет крайне необычные практические последствия: расчеты показывают, что вокруг нашей звезды должны вращаться две потенциально обитаемые планеты, а не одна, как сейчас. Одна из них куда-то бесследно исчезла – и это еще в лучшем случае. Рассказываем, почему так получилось и кто конкретно в этом виноват.

14 ноября
35 минут
Василий Парфенов

На вопрос, кто проживает на дне океана, люди отвечают по-разному. Дети и некоторые взрослые скажут: Губка Боб Квадратные Штаны. Фанаты Лавкрафта благоговейно, но с огоньком в глазах пробормочут нечто вроде «Ктулху фхтагн». А подводники и океанологи задумчиво посмотрят на вопрошающего и, если повезет, расскажут много интересного. Про квакеров, «биоуток», «блуп» и еще Посейдон его знает какие аномальные явления подводного мира.

2 ноября
10 минут
Василий Парфенов

Совсем недавно первые комплекты оборудования Starlink начали поступать простым пользователям, и они уже активно делятся опытом использования. Бета-тестирование под девизом «Лучше, чем ничего» позволяет оценить возможности готовой менее чем на 10% спутниковой группировки. И они впечатляют!

Позавчера, 19:03
7 минут
Мария Азарова

Попадание патогена в эпителий слизистой дыхательных путей и захват вирусом бокаловидных клеток приводит к нарушению слизистого барьера. Из-за уменьшения количества муцина снижается не только обонятельная чувствительность, но и возникают неприятные ощущения в носу и рту, в том числе сухость.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: