• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.07.2014
Редакция Naked Science
603

Достоевский, картошка и химия звезд

В эксклюзивном интервью после лекции в Сколково нобелевский лауреат по химии Гарольд Крото рассказал Naked Science про фуллерены, особое понимание Шекспира и про то, что означает для России русский язык.

Достоевский, картошка и химия звезд – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Wikipedia / Автор: Regulus Tremerus

Фуллерены – это крупные молекулярные соединения, которые представляют собой замкнутые многогранники из атомов углерода. В 1985 году Роберт Керл, Ричард Смолли и Гарольд Крото в ходе исследования химических процессов, происходящих в звездах, смогли опытным путем обнаружить подобные молекулы при облучении графита. За это трое ученых в 1996 году разделили между собой Нобелевскую премию по химии, а Гарольд Крото был посвящен королевой Великобритании в рыцари.

 

Господин Крото, несмотря на свои громкие титулы, превращаться в сноба не стал и широко занялся проблемами современного образования, часто напрямую работая с детьми. В частности, он открыл сайт The Vega Science Trust, где бесплатно размещаются лекции ведущих ученых мира.

 

Об этом и многом другом сэр Крото рассказал в своей лекции «Educational Revolution and the Goo-You-Wiki World», после которой с ним удалось побеседовать нашему корреспонденту.

 

Достоевский, картошка и химия звезд – иллюстрация к материалу на Naked Science

Гарольд Крото / ©kroto.info

 

– Как вы думаете, сможет ли онлайн-образование когда-нибудь полностью заменить классическую систему образования?

 

– Нет. Дело в том, что каждый ребенок особенный. Проблема, с которой учитель сталкивается в классе с тремя десятками детей, это необходимость выделить внимание каждому из них в отдельности. И это действительно крупная проблема. Мне кажется, учителя будут всегда. В каждом классе всегда стоит ряд вопросов – сколько детей заинтересуется наукой? А музыкой? Спортом, географией, историей, изучением иностранных языков? Огромная сложность в том, что учителя всегда начинают работу с классом, где обычно заинтересованы в предмете лишь 20% детей.

 

Роль любого учителя – раскрыть творческий потенциал ребенка. И это, мне кажется, очень трудно, если учитель говорит узко о каком-то отдельном предмете. В случае со мной это было не совсем так, в учебе я был заинтересован в спорте, в музыке, в рисовании, и, конечно, в науке, но я не очень интересовался языками.

 

Вообще, образование окружает великое множество проблем, особенно на его начальных стадиях. Мне кажется, когда детям становится 10 и более лет, ошибкой для учителя будет просто делать лекции или презентации по предмету. Я не знаю, как решить эту проблему. Мне, например, не нравились уроки французского языка. Для меня язык – это вопрос коммуникации, и я так и не смог выучить французский достаточно, чтобы оценить французскую культуру. У меня просто не было времени на это – я его, например, тратил на теннис.

 

– Вы считаете изучение иностранных языков не таким важным, как изучение научных дисциплин?

 

– Я разговариваю по-английски, многие в мире разговаривают по-английски. Для меня представляется важным учить язык для того, чтобы глубоко понять культуру того или иного народа. И мне нужно выучить его действительно хорошо, чтобы быть способным, к примеру, читать по-русски и понимать Чехова, Толстого. Хотя я читал их в переводе, на английском. Когда мне было 13 лет, я читал «Войну и мир» Толстого, также Чехова, Гоголя, Достоевского. После этого, правда, я никогда не брал подобных книг в руки – они меня убивают, эти русские писатели. Но да, я читал их по-английски.

 

И тогда я понял, что чтобы что-то понять в культуре, нужно учить язык. И язык России – русский язык – это важнейший аспект вашей культуры. Так же, как язык науки – важнейший аспект научной культуры. Например, в математике, в алгебре вы не можете объективно оценить науку, не зная ее языка, а ее язык – это формулы, дифференциальное и интегральное исчисления и прочие подобные вещи.

 

Вы не можете оценить произведения Шекспира, если вы не владеете английским языком. Вы, конечно, можете понять сюжет – ну, девушка влюбляется в парня, парень убивает ее брата, и они кончают жизнь самоубийством – «Ромео и Джульетта», ну вы знаете. Есть разные постановки трагедии – Прокофьева, Чайковского… Но я считаю, что «Ромео и Джульетта» Прокофьева – это уже не Шекспир, это отдельная опера. Культура важна, язык важен, но у меня часто просто нет на это времени.

 

Достоевский, картошка и химия звезд – иллюстрация к материалу на Naked Science

Гарольд Крото ©kroto.info

 

– Тогда как, по-вашему, стоит организовать изучение иностранных языков?

 

– Ты не должен ходить в школу, чтобы выучить русский. Чтобы это сделать, тебе нужно еще ребенком приехать в Россию и начать играть с русскими детьми в песочнице прямо с 3-4 лет, без серьезных стараний – это и есть естественный способ выучить язык. А учить его за партой в школе, в университете – это просто глупый способ учить языки.

 

Язык математики – это немного другое, однако величайший математик Джон Фон Нейман, например, выучил его не в школе, а в процессе изучения книг по математике. Причем он учился читать по этим книгам! Он познавал английский язык не через детские стишки, а через учебники по математике. Это, на мой взгляд, очень интересный случай. Это действительно что-то говорит об образовании, но люди пока это не совсем понимают.

 

Я думаю, что сейчас, после тысячи лет развития образования, мы до сих пор далеки от решения этих проблем. Сам я делаю только то, что могу. Я использую интернет, чтобы повернуть все на 180 градусов, чтобы сфокусироваться на учителях, поймать то, чем они больше всего увлечены в науке.

 

Какая-то государственная комиссия скажет: «учи этому». Нет, так не должно быть. Нужно учить только тому, что ты сам любишь. Невозможно чему-то научить, невозможно создать интерес к предмету, если ты сам не увлечен им с головой. Даже не так важно, чему именно ты учишь, если это действительно раскрывает творческий потенциал ребенка.

 

– Значит, способ образования не важен, наибольшее значение имеет увлеченность?

 

– Не совсем. Чтобы раскрыть увлечение ребенка, нужно иметь увлеченного учителя. Целый спектр учителей, которые бы могли показать: вот эту науку я действительно люблю. Чтобы дети могли напрямую приобщиться к человеческому опыту. Учитывая, конечно, что какие-то вещи они уже знают. Дети должны учиться, раскрывать свой потенциал, но они не заинтересованы – просто сидят в своих мобильных телефонах. Ребенок учится чему-то, поглощая окружающую его информацию как губка. И обычно человек поглощает ту информацию, которая вызывает наибольший интерес.

 

Так, например, выучиваются языки. В той же песочнице – видишь собаку, тебе говорят – это собака. Видишь картошку – тебе говорят, что это «kartoshka». Реальная, а не какие-то нелепые рисунки картошки в учебниках. Например, в учебнике французского я вижу изображения собаки и подпись: «chien». Я даже не знаю, как это произносится по-английски. Хочется произнести «шиен», согласно транскрипции букв английского языка, а нужно произносить по-другому. Причем даже сейчас, столько лет спустя, хотя переключение с одного произношения на другое должно быть автоматическим.

 

– На ваш взгляд, какие недавние или относительно недавние исследования и открытия в химии могут повлиять на будущее человечества наиболее радикально?

 

– Я не занимаюсь прикладной наукой, меня больше интересует фундаментальная. Я не могу знать всего. Я лишь делаю то, что мне интересно, настолько хорошо, насколько могу. Я не очень хорош в стратегической науке – говорить людям, что им развивать и так далее. Наше открытие было сделано не потому, что мы искали что-то определенное, – я просто был заинтересован в звездной химии, никто бы не стал крупно спонсировать такие исследования. Но именно поэтому крайне важно финансировать фундаментальную науку, мне кажется.

 

Конечно, существуют огромные проблемы – энергетика, глобальное потепление, загрязнение воды, дефицит воды… Не могу сказать, в каких исследованиях однозначно будет прорыв. Но если говорить об энергетике, в частности, о повышении эффективности солнечных батарей, то мне кажется, что решение может прийти из области моих научных интересов.

 

У моего открытия действительно может быть прикладной аспект – фуллерены являются прекрасным энергетическим хранилищем, например электронов. То есть если фуллеренам найдут применение в технологиях, то это наверняка будет область электроники.

 

***

Хотелось бы выразить благодарность старшему менеджеру по внешним коммуникациям Сколтеха Александру Золотареву, который сделал эту беседу возможной.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Вчера, 20:14
Редакция Naked Science

Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.

Позавчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно