23.06.2020

Установлению имперской власти в Древнем Риме помог вулкан

5.9

Ледяные керны сохранили свидетельства мощного извержения вулкана на Аляске, который привел к неурожаям в Древнем Риме и стимулировал его превращение из республики в империю.

Смерть Цезаря (Винченцо Камуччини, 1806 г., фрагмент)
Смерть Цезаря (Винченцо Камуччини, 1806 г., фрагмент) / ©Museo di Capodimonte

Узурпация Цезарем власти в Римской республике закончилась заговором и его убийством в марте 44 года до нашей эры. А следом государство поразили новые суровые бедствия: исторические хроники сохранили записи и о темноте, накрывшей небо вскоре после этих событий, и о резком похолодании и неурожаях, которые разразились в следующие годы. Массовый голод послужил одним из факторов, которые в итоге привели к окончательной консолидации власти в Риме и появлению империи.

А виной тому — вулканы. Считается, что частично скрыть свет солнца летом того же 44 года до нашей эры могло локальное извержение Этны в самой Италии. Возможно, и последовавшие в следующие годы испытания также связаны с вулканизмом: ледяные керны, которые извлекают сегодня из древних ледников, сохранили следы вулканической пыли, которая была выброшена в атмосферу примерно в тот период времени.

Большая международная группа ученых во главе с Джозефом МакКоннеллом (Joseph McConnell) из Кембриджского университета смогла точно датировать это извержение и найти его эпицентр. Авторы проанализировали ледяные керны из Гренландии, двигаясь в прошлое — начиная с отложений, оставленных известным извержением индонезийского вулкана Самалас в 1257 году. О результатах этой работы ученые пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Пик содержания сернистых частиц, близкий ко времени падения Римской республики, пришелся ровно на начало (январь-февраль) последовавшего за убийством Цезаря 43 года. Более того, соотношение различных изотопов серы в них показало, что эти частицы достигали стратосферы и пережили воздействие сильного ультрафиолетового излучения. Это свидетельствует о мощности извержения.

Кроме того, в одном из кернов удалось найти некоторое количество частиц вулканического стекла. Это позволило выяснить их точный состав, который напрямую связан с геохимией породившего их вулкана. Сравнив полученные данные с характеристиками вулканов, которые могли проявлять активность в тот период, авторы определили и виновника бед.

Им оказался вулкан Окмок, расположенный на Алеутских островах, близ Аляски, который сохраняет высокую и потенциально опасную активность до сих пор. Вершина Окмока находится на высоте около километра и представляет собой обширную кальдеру диаметром почти 10 километров. По-видимому, она и образовалась в результате взрыва, который произошел в последовавшем за убийством Цезаря 43 году.

Такая катастрофа не могла не оказать заметного влияния на климат всей планеты. Проведя компьютерное моделирование, ученые показали, что извержение Окмока наполнило стратосферу частицами, которые удерживались в ней месяцами. В результате температуры в Южной Европе и Северной Африке могли упасть на целых 7 °С.

На это указали и дендрологические исследования: анализ колец деревьев, росших в те годы, продемонстрировал похолодание, которое растения пережили в 43 и 42 годах до нашей эры. Голод в тот период разразился не только в Риме. Хроники указывают на жестокие неурожаи даже в «житнице» древнего Средиземноморья, Египте, что, видимо, облегчило его завоевание армиями Октавиана, наследника Цезаря и основателя Римской империи.