Подтверждена датировка самой старой пещерной стоянки человека — Naked Science

Подтверждена датировка самой старой пещерной стоянки человека

4.9

Пещеру Вандерверк в пустыне Калахари в Южной Африке давно называли одним из самых старейших свидетельств проживания в таких местах людей. Ученые из Канады и Израиля подтвердили эти догадки.

Пещера Вандерверк / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Quaternary Science Reviews. Пещера Вандерверк — археологический памятник и объект местного культурного наследия. Ее называют кандидатом на роль самого древнего пещерного поселения в мире и одним из самых ранних свидетельств использования огня и изготовления орудий труда. Однако точные датировки этой стоянки до сих пор установить не удавалось из-за пещерных отложений, которые создают проблемы для датирования.

Ученые из Еврейского университета Иерусалима (Израиль) и Университета Торонто (Канада) использовали новые подходы к датировке — магнитостратиграфию и космогенный метод. Дело в том, что кварцевые частицы песка имеют встроенные геологические часы (намагничивание глины, указывающее направление магнитного поля Земли в прошлом), которые начинают «тикать», когда попадают в пещеру. Их возраст можно установить в лаборатории, а еще измерить концентрацию изотопов в этих частицах и узнать, сколько времени прошло с того момента, как они попали в пещеру.

Пещера Вандерверк / ©phys.org

В результате исследователи смогли успешно установить время перехода от олдувайских орудий к ранним ручным топорам возраста более одного миллиона лет, а также выяснить, что наши предки преднамеренно разводили в этой пещере огонь около миллиона лет назад.

Этот факт особенно важен, поскольку другие примеры разведения огня нашли на открытой местности, что никогда не исключает вероятность природной случайности — например, лесного пожара. Кроме следов огня, в пещерных отложениях с датировкой миллион лет обнаружили сгоревшие кости и инструменты. Ученые считают, что установление этих датировок — важный шаг на пути к понимаю темпов эволюции человека.