02.09.2021
4 440

Первая цивилизация Америки оказалась весьма продвинутой

4.6

Коренные жители Нового Света, населявшие регион Poverty Point на северо-востоке Луизианы более трех тысяч лет назад, считались охотниками-собирателями. Но исследование ученых из Вашингтонского и Колорадского университетов (США) показало, что их сообщество, по-видимому, было устроено сложнее.

План земельных насыпей / ©phys.org

Статью об этом исследователи опубликовали в журнале Southeastern Archeology. Археологический памятник Poverty Point представляет собой древние земляные сооружения и курганы, построенные местными жителями между 1700 и 1000 годами до нашей эры, в поздний архаичный период истории Северной Америки. Точное их назначение неизвестно: вероятно, это было нечто вроде торговой площадки или ритуальный комплекс.

На строительство ушло более полутора миллионов кубометров земли. Возвели эти сооружения без современных инструментов, техники и даже колесного транспорта или тягловых животных. А самое удивительное, что земляные постройки просуществовали более трех тысяч лет без дополнительных укреплений. Притом что современные мосты или плотины, построенные с использованием новейших технологий, разрушаются куда быстрее.

Раскоп перед отбором проб / ©phys.org

Poverty Point, как многие другие подобные памятники древности, в свое время был внезапно покинут. Это случилось примерно две тысячи лет назад — вероятно, из-за наводнений в долине Миссисипи и изменений климата. Используя современные методы датирования, включая радиоуглеродное, микроскопический анализ почвы и другие, ученые получили доказательства, что насыпи создали в короткие сроки. Никаких следов выветривания между уровнями не нашли.

Значит, для строительства такого масштаба понадобился серьезный кадровый резерв, который был не только хорошо организован, но и обладал определенной квалификацией. Еще больше впечатляет то, что сооружения до сих пор целы, хотя из-за близости к Мексиканскому заливу в этих краях выпадает большое количество осадков, размывающих подобные насыпи.

Как показал микроскопический анализ почвы, строители смешивали разные ее типы — глину, ил и песок — в нужных пропорциях, чтобы добиться особой прочности конструкции. Таким образом коренные американцы открыли для себя рецепт «бетона» из почвы, на что простые охотники-собиратели, по мнению исследователей, были не способны. Исходя из этого, можно сделать предположение о более сложной социальной организации первых жителей Америки.