02.09.2021
2 768

Биологи из России, Японии и США предположили существование нового вируса с территории Восточной Сибири

Группа ученых, в которую вошли исследователи из России, Японии и США опубликовала научную статью, посвященную анализу родственных связей хантавирусов, выявленных в Сибири, и дополнила список их переносчиков. Полученные данные позволяют предположить существование нового вируса – LENV - с территории Восточной Сибири. Тем не менее, LENV еще плохо изучен и не описан, как самостоятельный. Для этого нужны дополнительные исследования.

Хантавирус под микроскопом / ©Getty images

Коллективная статья под названием Geographic Distribution and Phylogeny of Soricine Shrew-Borne Seewis Virus and Altai Virus in Russia вышла в высокорейтинговом журнале Viruses издательства MDPI (США).
«Хантавирусы выделяются у грызунов по всему миру. Их главная опасность для человека заключается в возможности развития гемморагической лихорадки, – говорит один из авторов статьи, ученый лаборатории мониторинга биоразнообразия Биологического института ТГУ Александр Жигалин.

– Работа, проведенная совместно с нашими японскими и американскими коллегами, была посвящена исследованию малоизученных видов хантавирусов SWSV (Seewis) и ALTV (Altai) у землероек на территории азиатской части России». Материалом для настоящего исследования послужили биологические образцы, собранные на территории Республики Алтай, Томской области и Республики Якутия.

Полученные материалы позволили уточнить распространение вируса ALTV, описанного на основании находок с озера Телецкое. Впервые в Сибири после его описания этот вид хантавируса был зарегистрирован в Томской области, где отмечена высокая инфицированность землероек изучаемыми хантавирусами.

Как отмечают авторы статьи, основным переносчиком вирусов SWSV и ALTV можно считать обыкновенную бурозубку (Sorex araneus). Установлено также, что SWSV демонстрирует более стойкое инфицирование у переносчика, чем ALTV. Второй имеет короткий период активной инфекции, а затем следует его полное устранение иммунной системой землеройки-хозяина.

Бурозубка / ©Пресс-служба ТГУ

Как следствие, патогенность ALTV для людей может отличаться от SWSV. Вместе с тем, данных об инфицировании людей этими вирусами нет, поэтому требуются дополнительные исследования, которые позволят установить степень опасности изучаемых вирусов для людей. Полный анализ генома показал, что ALTV — новый вид хантавирусов. Вирус ALTV и схожие с ним, по всей видимости, относятся к роду Mobatvirus, а SWSV – представитель рода Orthohantavirus. Эти данные позволяют предположить, что вирус ALTV и родственные ему, могли возникнуть в результате древней межвидовой передачи, с последующей диверсификацией среди переносчиков из рода Sorex в Евразии.

«Помимо этого, данные, полученные нашей научной группой, позволяют предположить существование нового вируса – LENV с территории Восточной Сибири, – говорит Александр Жигалин. – Вирус LENV еще плохо изучен и не описан, как самостоятельный. Для этого нужны дополнительные данные. Первые образцы с ним были собраны на реке Лена в Якутии».

Что касается заражения человека хантавирусами, то чаще всего это происходит при контакте с продуктами жизнедеятельности инфицированного животного. Считается, что основные переносчики хантавирусов — мыши и полевки. Именно они распространяют те виды хантавирусов, которые могут вызвать геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. Опасность тех видов, о которых идет речь в статье для человека не подтверждена.

Один из авторов статьи, ученый лаборатории мониторинга биоразнообразия Биологического института ТГУ Александр Жигалин / ©Пресс-служба ТГУ

По словам ученого Биологического института ТГУ, в целом для того, чтобы снизить риск заражения хантавирусами нужно избегать накопления мусора и валежника, так как это привлекает грызунов и насекомоядных. При работе на даче или в лесу использовать перчатки. Если производится разбор большого количества мусора, старых вещей и валежника, то хорошо бы использовать респиратор или маску. Это снизит риск инфицирования и другими природными инфекциями, например, туляремией.

В авторский коллектив, работавший над статьей Geographic Distribution and Phylogeny of Soricine Shrew-Borne Seewis Virus and Altai Virus in Russia, вошли ученые ТГУ, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», Института систематики и экологии животных СО РАН, Токийского сельскохозяйственного и технологического университета, Национального института инфекционных болезней (Токио), Токийского университета науки, Университета Нью-Мексико и Медицинской школы Джона А. Бернса Гавайского университета в Маноа.

ТГУ

Швейцарские ученые разработали для школьников специальную экшен-видеоигру об альтернативной реальности, и с ее помощью смогли улучшить точность и скорость чтения, и даже в целом академическую успеваемость.