• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26.08.2021, 05:10
Мария Азарова
1
6,9 тыс

Обнаружены гендерные различия в диете жителей города, уничтоженного Везувием

❋ 6.2

Ученые применили новый подход к анализу аминокислот и изучили скелеты 17 жителей Геркуланума — одного из городов, фактически прекративших свое существование после извержения Везувия.

Скелеты жителей Геркуланума
Скелеты жителей Геркуланума / v Лучано Фатторе / Автор: Ольга Кузьмина

Археологи из Йоркского университета (Канада) изучили скелеты жителей древнеримского города Геркуланума в регионе Кампания, который, как Помпеи и Стабии, уничтожило извержение вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, в результате катастрофы уцелели не только здания и кости, но и сохранились подробные свидетельства диеты взрослых жертв катаклизма: население прибрежного города ело гораздо больше рыбы, чем современные итальянцы, особенно мужская часть.

Останки 11 мужчин и шести женщин ученые отобрали случайным образом из 340 человек, пытавшихся укрыться от пирокластического потока — смеси сверхгорячих вулканических газов, пепла и обломков пород — и умерших на пляже или под каменными сводами. Измерив изотопы углерода и азота в аминокислотах — строительных блоках белков — из костного коллагена, ученым удалось реконструировать рацион геркуланумцев настолько детально, насколько возможно.

Доступ к пище оказался дифференцирован: если представители «сильного пола» питались в основном свежей рыбой и морепродуктами, которые считались едой богачей, а также зерновыми культурами, то женщинам доставались в основном мясо, яйца, молочные продукты, фрукты и овощи. 

Вид на центральную часть Геркуланума / Cesare Abbate/EPA-EFE/Shutterstock

По мнению авторов работы, такие гендерные различия, с одной стороны, можно объяснить тем, что мужчины рыбачили и чаще выходили в море. Однако преобладание в их рационе тунца — высокостатусной пищи в римском обществе — предполагает, что у женщин не было доступа к нему. Кроме того, Геркуланум был известен не только как «курорт» для элиты, но и пристанище рабов и вольноотпущенников. Судя по всему, мужчины-рабы имели больше шансов на освобождение. Волю они получали в более раннем возрасте, поэтому могли чаще лакомиться рыбой.

Исследования уже предполагали, что демографические группы в Римской империи питались по-разному, а новая работы предоставила количественную информацию, подтверждающую это. Теперь ученые хотят применить свой подход, чтобы на основе диеты понять, когда люди в древности перешли от деятельности охотников-собирателей к сельскохозяйственным обществам.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 августа, 11:45
Татьяна Зайцева

В черепах участников битв эпохи Средневековья часто находят отверстия квадратной формы, о происхождении которых спорят специалисты. Авторы нового исследования пришли к выводу, что такое повреждение — следствие смертельного удара по голове палицей.

15 августа, 15:28
Марк Чернов

Специальный пластиковый жилет смог существенно снизить дозу радиации, полученную манекеном во время тестового полета корабля Orion к Луне. По уровню защиты жилет не уступил специальному противорадиационному убежищу внутри корабля. В будущем такая экипировка позволит защищать астронавтов от солнечных вспышек во время полетов на Луну и Марс, минимально сковывая их работу.

15 августа, 20:21
Evgenia Vavilova

Падающий с небес горящий камень может быть плохим знаком, сообщением от богов, материалом для исследования и объектом поклонения. А вот упавший и остывший метеорит с древних времен был еще и источником «небесного металла» — железа, благодаря которому гораздо позже люди отправятся в космос.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

11 августа, 14:04
Марк Чернов

Десятимесячный эксперимент в Антарктиде помог выяснить, что частые взаимодействия в замкнутом пространстве не сближают команду, а провоцируют рост недоверия, конфликты и падение продуктивности. Ученые уверены, что отсутствие личного пространства и постоянный контакт с одними и теми же людьми могут стать главными психологическими угрозами для экипажей будущих марсианских миссий.

11 августа, 16:16
Татьяна Зайцева

Палеонтологи, изучив окаменелые кости древнего существа, обнаруженные еще в 1948 году на острове в Баренцевом море, пришли к выводу, что это новый вид плагиозаврид — вымерших земноводных, живших на планете примерно 250 миллионов лет тому назад. Вновь идентифицированная амфибия по размерам оказалась рекордсменом среди собратьев, достигая в длину почти трех метров.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Идиоты. Мы на охоте тоже питаемся олениной и рыбой, а женщинам приходится довольствоваться йогуртами, сырами, винами и прочими супермаркетами. Значит, сделаем вывод что женщин специально не кормили высокостатусной едой.