Обнаружены гендерные различия в диете жителей города, уничтоженного Везувием — Naked Science
26 августа

Обнаружены гендерные различия в диете жителей города, уничтоженного Везувием

6.2

Ученые применили новый подход к анализу аминокислот и изучили скелеты 17 жителей Геркуланума — одного из городов, фактически прекративших свое существование после извержения Везувия.

Скелеты жителей Геркуланума
Скелеты жителей Геркуланума / v Лучано Фатторе

Археологи из Йоркского университета (Канада) изучили скелеты жителей древнеримского города Геркуланума в регионе Кампания, который, как Помпеи и Стабии, уничтожило извержение вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, в результате катастрофы уцелели не только здания и кости, но и сохранились подробные свидетельства диеты взрослых жертв катаклизма: население прибрежного города ело гораздо больше рыбы, чем современные итальянцы, особенно мужская часть.

Останки 11 мужчин и шести женщин ученые отобрали случайным образом из 340 человек, пытавшихся укрыться от пирокластического потока — смеси сверхгорячих вулканических газов, пепла и обломков пород — и умерших на пляже или под каменными сводами. Измерив изотопы углерода и азота в аминокислотах — строительных блоках белков — из костного коллагена, ученым удалось реконструировать рацион геркуланумцев настолько детально, насколько возможно.

Доступ к пище оказался дифференцирован: если представители «сильного пола» питались в основном свежей рыбой и морепродуктами, которые считались едой богачей, а также зерновыми культурами, то женщинам доставались в основном мясо, яйца, молочные продукты, фрукты и овощи.

Вид на центральную часть Геркуланума / Cesare Abbate/EPA-EFE/Shutterstock

По мнению авторов работы, такие гендерные различия, с одной стороны, можно объяснить тем, что мужчины рыбачили и чаще выходили в море. Однако преобладание в их рационе тунца — высокостатусной пищи в римском обществе — предполагает, что у женщин не было доступа к нему. Кроме того, Геркуланум был известен не только как «курорт» для элиты, но и пристанище рабов и вольноотпущенников. Судя по всему, мужчины-рабы имели больше шансов на освобождение. Волю они получали в более раннем возрасте, поэтому могли чаще лакомиться рыбой.

Исследования уже предполагали, что демографические группы в Римской империи питались по-разному, а новая работы предоставила количественную информацию, подтверждающую это. Теперь ученые хотят применить свой подход, чтобы на основе диеты понять, когда люди в древности перешли от деятельности охотников-собирателей к сельскохозяйственным обществам.