• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
07.12.2023
Александр Березин
17
27 517

Китай объявил о строительстве огромного контейнеровоза на жидкосолевом ториевом реакторе

5.2

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

Проектный облик будущего контейнеровоза / © Wikimedia Commons

Верфь, о которой идет речь, — часть Китайской государственной судостроительной корпорации. С учетом того, что КНР сегодня — лидер мирового судостроения с большим отрывом (отобрав это место у Японии), проект находится в руках крупнейшего игрока отрасли.

Технические детали о проекте пока скудны: контейнеровоз будет оснащен ториевым реактором на расплаве солей. Хотя такие системы и называют «ториевыми», в действительности сам торий в реакторах не делится: вместо этого торий-232 захватывает один нейтрон от другого изотопа и становится ураном-233, а уже тот делится, поэтому может работать как ядерное топливо.

Причины тяги КНР к торию можно понять: страна не располагает собственной развитой урановой индустрией и вынуждена покупать топливо за рубежом (например, в России). Хотя китайцы строят быстрые натриевые реакторы (тоже с помощью России), закрыть нарабатываемым там плутонием потребности даже сухопутной атомной индустрии не выйдет еще долго. А свои месторождения тория у Китая есть.

Общая схема TMSR-LF1, китайского уран-ториевого экспериментального реактора тепловой мощностью в два мегаватта. Хотя реактор считается работающим. подробностей о его текущем наборе топлива практически неизвестно / © Wikimedia Commons

Однако на практике у этого цикла есть существенные сложности: если на уране-235 до загрузки в реактор можно спокойно спать (он радиационно безопасен), то уран-233, напротив, сильно излучает еще до загрузки в реактор. Пока полноценного ториевого цикла нет ни в одной стране, да и экспериментальный ториевый реактор (небольшой мощности) на планете только один.

Китайская судостроительная компания делает особый упор на то, что ее реактор будет жидкосолевым — то есть, несмотря на высокие температуру и КПД, в его корпусе будет низкое давление, что повышает безопасность. Даже в случае серьезного инцидента реактор просто самозаглушится (соль стечет в ловушку), после чего ториесодержащая соль застынет, став безопасной.

В остальном технических деталей о проекте мало: судно с таким реактором будет развивать скорость более 20 узлов, а в длину приближаться к 400 метрам. Его вместимость оценивают в 24 тысячи эквивалентов 20-футового стандартного контейнера.

Вероятнее всего, в основу судового реактора положат то, что сейчас отрабатывают в экспериментальном китайском реакторе TMSR-LF1, лицензия на эксплуатацию которого была выдана летом 2023 года. В этом реакторе используют соль на основе фтора, бериллия и лития-7. В ней растворены фториды урана и, в перспективе, тория (пока не ясно, добавлен ли он туда уже, или это случится в будущем).

Реализация проекта выглядит непростой: принципиально новый реактор требует многих лет на отработку и доводку. Однако сообщается, что классификационное общество DNV выдало принципиальное одобрение проекта. Из этого следует, что китайцы планируют строить такое судно в обозримом будущем.

Сама постройка атомного контейнеровоза — часть всеобщей моды на снижение углеродного следа. В ее рамках, как мы недавно писали, в Европе планируют создавать контейнеровозы на аммиаке. Атомный проект на этом фоне выглядит более зрелым: аммиачные суда не могут иметь большую дальность, да и топливо для них кратно дороже солярки, используемой в судоходстве сегодня. Вдобавок они усиливают парниковый эффект еще больше обычных судов. Атомоходы, напротив, имеют неограниченную дальность и не слишком большие удельные расходы на топливо (если судно эксплуатируют постоянно).

Но неопределенность с технической зрелостью ториевого реактора мешает оценить, получится ли у китайского государства реализовать эти преимущества на практике. Попытки создать реакторы ториевого цикла предпринимали много раз, однако пока они ни у кого не увенчались успехом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 12:19
РНФ

Ученые показали, что экстремальный подъем уровня Каспийского моря на десятки метров, произошедший 18-13 тысяч лет назад и получивший название «Великая Хвалынская трансгрессия», мог быть вызван, вопреки существующим гипотезам, не таянием ледника, а естественными изменениями палеоклимата. Оказалось, что из-за холодного климата того периода обширные территории, с которых собирали воду впадающие в Каспий реки, были покрыты многолетней мерзлотой. В результате массы дождевых и талых вод почти не впитывались в мерзлые грунты и стекали в море, испарение с поверхности которого было небольшим. Все эти факторы привели к повышению уровня Каспия и увеличению площади моря более чем вдвое по сравнению с современным. Полученные данные помогут уточнить представления о масштабе колебаний уровня Каспийского моря при изменении климата.

Позавчера, 17:08
Ольга Иванова

Канадские исследователи изучили поведение приматов в естественной среде обитания и пришли к выводу, что те из них, кто имеет врожденные аномалии или покалечен в процессе жизни, вполне неплохо адаптируются к своим недостаткам. Они не только выживают, но и размножаются. Более того, им активно помогают сородичи.

Вчера, 14:56
Илья

Команда ученых, работавшая вместе со съемочной группой National Geographic в отдаленных районах Амазонки, обнаружила ранее не задокументированный вид гигантской анаконды.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

16 февраля
Мария Азарова

Целью нового исследования было понять, какие бактерии полости рта отвечают за продукцию метантиола, или метилмеркаптана — бесцветного токсичного газа с сильным и неприятным запахом, напоминающим зловоние гнилой капусты.

19 февраля
Полина

Подростки чаще пробуют писать музыку, если у них есть возможность получать соответствующее дополнительное образование, а также когда они чувствуют поддержку и преемственность. При этом есть пять типовых траекторий, которые приводят к собственному творчеству.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

1 февраля
Андрей

Канадские исследователи изучили состав пород, вышедших на поверхность при появлении первых континентов. По итогам анализа выяснилось, что новая земная кора возникла не в результате движения тектонических плит, а из-за процессов в океанических плато молодой Земли.

23 января
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, какой из современных напитков надо попробовать, чтобы почувствовать себя жителем Римской империи.

[miniorange_social_login]

Комментарии

17 Комментариев

-
0
+
Китайцы - молодцы! Если получится, это будет грандиозный прорыв. Особенно на фоне смехотворного норвежского проекта...)
Evgeniy Desyatnikov
09.12.2023
-
0
+
Ни один порт не разрешит такому кораблю войти в свою акваторию. Ни одна частная компания его не застрахует.
    Александр
    09.12.2023
    -
    1
    +
    Evgeniy Desyatnikov, международное право не позволяет не впускать атомоходы в крупные порты. И, разумеется, Китай располагает массой собственных страховых компаний. А те лишены антиатомных предрассудков, и поэтому легко его застрахуют. Проблемы в этой сфере его вообще не ждут. Сложности могут быть только технологического характера.
Roman Shaposhnikov
08.12.2023
-
1
+
Я посчитал колличество видимых контейнеров на проектной модели. Их +/- 12 тысяч. Ниже уровня борта влезло ещё столько же?
-
0
+
Интересно, а у наших нет ли проекта создать атомоход-ледокол-контейнеровоз для плавания по СМП?
Serjo Djachkowski
07.12.2023
-
0
+
Нет просто чуть тундра сдвинется на 300км, в Москве будет климат широколиственных лесов. И хорошие урожаи зерна т.к фактор СО2 это один из важнейших. Это питание, при 190 ppm углекислого газа земледелие невозможно. Оно возможно просто будешь собирать в 4_5 раз зерна больше чем посеял. А так да принципе один такой контейнеровоз заменит несколько обычных, это как турбина чем больше размер, тем более она экономична ( на единицу веса).
Sam Dowson
07.12.2023
-
2
+
На выплавку стали и контейнеров для этого парохода выделится столько СО2, что углеродный след ого каким будет.
    Serjo
    07.12.2023
    -
    1
    +
    Sam Dowson, пока 750 ррm углекислого газа не будет даже дёргаться не стоит, сейчас 420, углекислый газ нас спасает от оледенения (180-190 ppm) и межледниковый период 280-290 ррm. В мезозое было 1000-2000ррm. То что человек выбросил за 200-300лет будет из атмосферы изъято. Для человечества крайне желательно иметь концентрацию углекислого газа 500-600 ppm что бы при извержении супервулкана не свалиться в новый ледниковый период.
    +
      ещё комментарии
      Sam
      Sam
      07.12.2023
      -
      6
      +
      Serjo Djachkowski, да я только ЗА! )) Просто суета нездоровая с этим углеродным следом. Сейчас весь почти север российской части Евразии под морозами 40-летних рекордов. Пару сотен ррm СО2 и столько же CH4 сверху не помешало бы... Может и в устье Енисея, а то и Колымы, бегемоты заведутся.
    re
    re
    13.12.2023
    -
    1
    +
    Sam Dowson, вот такой бизнес, спихнуть все беды на СО2, вместо того, чтобы бороться с другими микрочастицами канцерогенами, которые уже действительно убивают людей.
    +
      ещё комментарии
SuperTurg
07.12.2023
-
0
+
Я бы не сказал, что этот проект такой уж экологичный - использовать химически агрессивные соли фтора и бериллия так себе идея. Не проще ли Китаю вложиться в геологоразведку во Внутренней Монголии и СУАР в уран и строить классические водо-водяные реакторы?
    Александр
    07.12.2023
    -
    0
    +
    SuperTurg, "использовать химически агрессивные соли фтора и бериллия так себе идея" Я не хочу вас расстраивать, но на одном сто метров типичного пляжа за час воздействует намного больше "химически агрессивных солей", чем в подобном реакторе. И ничего -- люди на этот пляж валом валят. Соли, о которых идет речь. в принципе не попадают наружу, в т.ч. потому, что бериллий очень недешевая вещь. " Не проще ли Китаю вложиться в геологоразведку во Внутренней Монголии и СУАР в уран и строить классические водо-водяные реакторы?" КНР умеет считать деньги. Классический водо-водяной реактор требует непростых защитных систем, из-за которых он для приличного корабля будет весить тысячи тонн. И стоить соответственно. Жидкосолевой реактор тысячи тонн весить не должен -- но, разумеется. большой вопрос в том, осилят ли они его. Проблема Китая с ураном не в том, что у него нет урана. А в том, что у КНР нет конкурентного с ценами Росатома обогащения урана. Ибо это технологически очень сложнодостижимо.
    Serjo
    07.12.2023
    -
    1
    +
    SuperTurg, фтора тaм от силы тонны и он в замкнутом контур, тория больше урана раз в 7. Отработают технологию с торием и будут монополистами.Пока все будут работать с ураном, Китай на "кошках" отработает технологию. У всех потом будут исследовательские редакторы, а здесь отработанное рабочее решение. Т. е рабочее решение или "реактор на бумаге" у других стран. У кого вы купите?

Подтвердить?
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: