Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В США разрешили испытания сверхзвуковых гражданских самолетов
Федеральное управление гражданской авиации США открыло путь для тестирования сверхзвуковых самолетов над территорией страны. Это позволит ускорить развитие сразу нескольких перспективных проектов.
За редкими исключениями с 1970-х полеты летательных аппаратов на скоростях выше М=1 (число Маха) были запрещены над материковой частью Соединенных Штатов. Такое решение Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приняло на основании опасений о вреде сверхзвуковых самолетов для природы и населения страны. В первую очередь, конечно, боялись воздействия звукового удара (sonic boom) — практически неизбежного эффекта, возникающего в результате такого полета.
Как пишет издание The New Atlas со ссылкой на официальную резолюцию (документ PDF) FAA и Министерства транспорта (DOT), юридически запрет на такие полеты не сняли. Однако получить разрешение на исключение из этого правила стало возможно. Более того, ведомство разработало простую и легкую процедуру запроса авторизации сверхзвукового полета.
Для получения разового разрешения потребуется указать зону полета и провести оценку возможного воздействия на окружающую среду. Естественно, зону полета придется обосновать.
В числе прочего компания, желающая провести испытания своего прототипа на сверхзвуковой скорости над сушей, должна объяснить, почему этого нельзя сделать над морем. И в ходе тестового полета обязательно нужно измерять уровни шума. В остальном — обычная процедура одобрения испытаний новой авиационной техники без каких-либо неоправданных загвоздок.
Как было раньше
До появления этой резолюции сверхзвуковые полеты над территорией США были возможны только в определенных случаях. Либо во время испытаний военной техники и тренировок пилотов на закрытых полигонах вдали от населенных районов, либо над морскими просторами вдали от побережья. Даже летавшие на трансатлантических рейсах «Конкорды» не нарушали это правило. Скорость звука они превышали минут через сорок после отрыва от полосы или за полчаса до посадки. В любом случае, скоростные авиалайнеры в этот момент были над океаном и не портили звуковым ударом жизнь людям на земле.
Сверхзвуковые самолеты вот уже почти полвека вызывают опасения у регуляторных органов по нескольким причинам. Во-первых, ударная волна от летящего на скорости больше числа Маха 1 несет немало энергии. Пролетающий так быстро на небольшой высоте лайнер, теоретически, способен нанести травмы людям (вплоть до разрыва барабанных перепонок) и повыбивать окна в домах.
Правда, для этого самолет должен пронестись практически у земли, что физически невозможно для гражданских бортов — конструкция не выдержит. При высоте полета порядка 10 километров звуковой удар будет слышен как очень далекий хлопок. Не самый приятный звук, но опасности он не представляет.
А во-вторых, сверхзвуковые самолеты могут «похвастаться» гораздо более высоким удельным расходом топлива в пересчете на одного пассажира. Это действительно так, но в некоторых случаях скорость перемещения важнее, так что создатели подобных лайнеров не считают это критическим недостатком. Зато экологи с ними не согласны — мол, повышающие температуру Земли выбросы углекислого газа не стоят чьей-либо экономии пары часов на перелет.
Предполагались и другие потенциальные угрозы окружающей среде со стороны сверхзвуковых самолетов, но они не подтвердились. Например, некоторые ученые опасались, что из-за большей высоты полета («Конкорд» поднимался на 18 километров), такие лайнеры сильнее вредят озоновому слою.
Новая волна сверхзвука
Изменения в правилах были спровоцированы бурным ростом количества проектов сверхзвуковых самолетов. В роли основного консультанта FAA при создании вышеописанного документа выступала компания Boom Technology. Этот стартап из Денвера, штат Колорадо, с 2014 года разрабатывает авиалайнер Overture, коммерческая эксплуатация которого планируется в 2030-х.

При крейсерской скорости 2300 километров в час (число Маха 2,2) он будет перевозить до 55 пассажиров на расстояние более восьми тысяч километров. В 2021 году должен взлететь его прототип, создаваемый в качестве демонстратора технологий — XB-1 Baby Boom.
Отдельного упоминания заслуживает и бизнес-джет AS2. История данного проекта Aerion Corporation корнями уходит в 2004 год, а сроки начала его летных испытаний уже не раз переносились — то на 2018, то на 2023 год. Несмотря на такую неопределенность, AS2 уже обладает портфелем предварительных заказов. В его разработке успели поучаствовать такие гиганты, как Airbus, Lockheed Martin, Boeing и General Electric.

Инженеры Aerion Corporation обещают сделать «самолет без звукового удара» (boomless). Ударную волну, разумеется, никуда не денут, просто автопилот будет постоянно анализировать нижележащие слои атмосферы и корректировать скорость так, чтобы она отражалась вверх от областей тепловой инверсии в воздухе.
Радиообсерватория MeerKAT обнаружила в плоскости нашей Галактики целую коллекцию небольших колец, происхождение которых только предстоит установить. Некоторые из них прослеживаются исключительно в радиодиапазоне.
На Юпитере и Сатурне ветры у экватора движутся в направлении вращения самих планет, то есть на восток, а на Нептуне и Уране — на запад. До сих пор это различие связывали с особенностями их внутреннего строения. Однако результаты нового исследования показали, что все дело в едином физическом механизме.
С помощью большого массива данных из Финляндии, в который вошли официальные сведения о сожительствующих парах в этой стране, международная группа исследователей оценила финансовые и карьерные последствия служебных романов с руководителем либо разрыва таких отношений. Экономисты также проанализировали, как подобная связь отражалась на коллективе в целом.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Недавно опубликованный план терраформирования Красной планеты предусматривает насыщение ее воздуха кислородом на 99%. При этом атмосферное давление должно будет стать примерно таким, как на высоте около 13-14 километров над Землей. Специалисты считают, что в такой среде можно дышать. Более того, у них есть конкретный план по достижению этой цели.
Еще до официального открытия объект 3I/ATLAS попадал в поле зрения обсерваторий, и недавно эту межзвездную комету рассмотрели на архивных изображениях с космического телескопа TESS. На этих снимках у нее не оказалось комы. Тем не менее астрономы уверены, что комета должна была быть активной уже тогда.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии