02.08.2019

Новая ткань испускает лимонный аромат под действием пота

Португальские химики предложили новые методы покрытия хлопковых волокон пахучими молекулами, которые будут высвобождаться, как только человек вспотеет.

sweat0

Долго сохранять свежесть одежды в жаркую погоду невозможно, и уже к середине дня многие люди источают сильные и неприятные запахи пота. Бороться с ними практически невозможно: потение позволяет организму охлаждаться, а пот неизбежно перерабатывается обитающими на коже бактериями, в результате чего и выделяются пахучие летучие вещества.

Однако авторы новой статьи, опубликованной в журнале ACS Applied Materials & Interfaces, предложили свой способ противодействовать запаху пота. Для этого португальские ученые во главе с Карло Сильвой (Carla Silva) апробировали два метода покрытия тканей молекулами β-цитронеллола, ответственными за запах лемонграсса. В первом варианте авторы использовали рецепторный белок свиней, способный связывать цитронеллол. Выделив его, они дополнили молекулу новым доменом CBM, который позволяет комплексу закрепляться на поверхности хлопкового волокна. В альтернативном варианте ученые поместили пахучее вещество в крошечные липосомы, дополненные тем же CBM.

Получив образцы, покрытые цитронеллолом с помощью того и другого метода, ученые испытали их, помещая в слабый кислотный раствор, имитирующий воздействие кислой среды пота. Оказалось, оба они отлично «раскрывают» запах, однако белковая методика позволяет получить быстрый и сильный выброс молекул, тогда как липосомы действуют более медленно и контролируемо и вдобавок способны вместить больше пахучих веществ. Авторы уверены, что и тот, и другой варианты могут найти применение в будущем.