09.11.2018
Редакция Naked Science

Новая система жизнеобеспечения МКС поможет выжить в миссии на Марс

Доставленная японским грузовым аппаратом система Advanced Closed Loop System может лечь в основу новых систем жизнеобеспечения, которые помогут в долгосрочных миссиях в глубокий космос.

970px-sts-115_iss_after_undocking1

Разработанную Европейским космическим агентством (ЕКА) Advanced Closed Loop System (ACLS) недавно доставили на Международную космическую станцию (МКС) с помощью японского грузового аппарата HTV-7. Эта система может обеспечивать станцию 400 литрами воды.

Система расщепляет воду на водород и кислород, которым астронавты могут дышать. В прошлом всю воду для производства кислорода приходилось доставлять с Земли. Новая система извлекает равный объем воды и метана. Однако метану, производимому в форме углеродной пыли, пока не нашли применения.

По словам Даниеля Лаурини из ЕКА, руководившим разработкой системы, его команда пока не планирует повышать производительность системы для переработки более 50 процентов выдыхаемого углекислого газа. Тем не менее в следующем году они испытают эту систему в совокупности с водорослевым фотобиореактором, разработанным немецким аэрокосмическим агентством DLR.

Немецкий астронавт Алексндр Герст устанавливает ACLS / © ESA

ACLS установят на американском модуле Destiny в ноябре, он будет предоставлять половину необходимого трем астронавтам кислорода (в полный экипаж входит шесть человек, а всего на станции могут проживать до девяти человек). ЕКА планирует испытывать систему на протяжении года или двух. Станция уже использует систему, перерабатывающую мочу в питьевую воду.

В будущем система, подобная ACLS, может быть использована для генерации воздуха внутри Лунной орбитальной станции-шлюза (Lunar Orbital Platform-Gateway). Сейчас  ее разработкой занимается NASA. Однако Лаурини заявил, что оснащение какого-либо космического аппарата системой ACLS будет иметь смысл только для долгосрочных миссий.

Для будущей миссии на Марс, завершение которой может занять далеко не один год, система вроде ACLS станет необходимостью. Согласно экспертам, миссии по пополнению запасов будут какое-то время невозможны, а доставка ресурсов, необходимых для всей миссии, — слишком дорогой.

ЕКА уже работает над системой, которую в агентстве назвали Melissa: она будет перерабатывать все ресурсы, необходимые для выживания на Марсе, — еду, воду и кислород. Также Melissa будет поглощать выдыхаемый воздух, человеческие отходы и сточные воды, а затем использует бактерии, водоросли и высшие растения для создания питьевой воды и кислорода, пригодного для дыхания. Система также будет выращивать растения, которыми астронавты смогут питаться.