Астронавт Ник Хейг: «Союз» — чудо инженерии — Naked Science
17.10.2018

Астронавт Ник Хейг: «Союз» — чудо инженерии

На прошлой неделе астронавт NASA, полковник ВВС США Ник Хейг заглянул в лицо смерти в момент падения на Землю вместе со своим командиром Алексеем Овчининым после отмены запуска «Союза».

Весь мир затаил дыхание, когда NASA объявило, что аппарат находится в «режиме баллистического спуска». Внутри капсулы, как утверждает Хейг, было нелегко.

«Мы знали, что, если хотим выжить, необходимо сохранять спокойствие и выполнять задачи, стоящие перед нами, настолько невозмутимо и эффективно, насколько возможно», — рассказал астронавт изданию Associated Press.

Спустя всего несколько минут после запуска боковых ускорителей случилась неисправность второй ступени ускорителей аппарата «Союз МС-10», в результате чего миссия была отменена на полпути к космосу. Возврат на Землю был жестким и без гарантий на успех.

«Всякий раз, когда вы отправляетесь в космос и у вас возникают проблемы с ускорителем на скорости 1800 метров в секунду, все происходит динамично и быстро», — говорит Хейг.

Ник Хейг рассказывает о возвращении на Землю после аварии / © Associated Press/YouTube

Однако космонавты безопасно приземлились в казахстанской степи, откуда сразу вышли на связь с Центром управления, а затем позвонили женам. Звонок американского астронавта записался на автоответчик.

«Я сказал ей: “Я в порядке, но это была сумасшедшая поездка”», — вспоминает Хейг.

Как только команда увидела изгиб земной коры, атмосфера начала темнеть, зажглись сигнальные лампы, сообщающие о проблеме.

«Когда зажегся свет, я понял, что у нас проблемы с ускорителем и мы не попадем на орбиту сегодня. Так что нашей миссией стало безопасное возвращение на Землю — насколько это возможно», — рассказывает астронавт.

С ревом тревоги капсулу сорвало с ускорителя. Постепенное приближение к космосу на мгновение сменилось невесомостью, которая затем переросла в силу, примерно в семь раз превышающую земную гравитацию. В итоге раскрылись парашюты, замедлив спуск до  безопасной для жизни скорости.

Механизмы безопасности «Союза» были частью системы десятилетиями. Это первый случай более чем за 30 лет, когда их пришлось запустить.

«Именно эта система спасла нам жизни, — объясняет астронавт. — Она есть на каждой ракете, а для пилотируемых миссий на “Союзе” ее не запускали уже 35 лет. Но она всегда была наготове, и мы доказали это на прошлой неделе».

С момента гибели всего экипажа космического шаттла «Колумбия» прошло 15 лет. С тех пор во время космических миссий не было смертельных исходов. Ник Хейг считает, что у этого факта нет ничего общего с удачей.

«”Союз” — чудо инженерии, — уверен астронавт. — Эта штука надежна, и я рад, что так много людей посвятили столько лет тому, чтобы сделать систему настолько прочной».