А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
13.09.2016
Редакция Naked Science

Немцы открыли полупроводник с винтовой структурой атомов

Физики из Мюнхенского технического университета открыли первый неорганический полупроводник с винтовой атомной структурой. Об этом сообщается на сайте учреждения.

Материал получил название SnIP — по символам составляющих его основу химических элементов: Sn (олово), I (йод) и P (фосфор). Вещество отличается атомной структурой, похожей на «двойной винт» молекулы ДНК. Такая конструкция делает SnIP эластичным и вместе с тем прочным: его целостность не нарушается при сгибании. Его волокна включают пять двойных нанометровых нитей, которые могут быть изолированы друг от друга. Общая длина спирали SnIP достигает одного сантиметра.

Отмечается, что по ряду параметров SnIP превосходит некоторые широко распространенные промышленные полупроводники. Так, в отличие от арсенида галлия он менее токсичен, при этом обладает аналогичными электронными свойствами. Использоваться новый материал может, например, в солнечной энергетике: этому способствует его высокая термоустойчивость. SnIP сохраняет стабильность при температуре до 500 градусов по Цельсию. Легирование вещества может расширить сферу его применения.

Производство SnIP не является дорогостоящим и может повторять отдельные этапы изготовления углеродных нанотрубок. В частности, получение пленок для нужд солнечной энергетики в его случае может осуществляться путем диспергирования в различных растворителях (толуол и другие). Аналогичный механизм используется при создании красок на полимерной основе. Кроме того, нити SnIP являются право- и левосторонними, что подразумевает его специфичные оптоэлектронные характеристики.

Предполагается, что формировать подобные атомные структуры способны и другие химические элементы. В настоящее время исследователи работают над воспроизведением таких веществ. Рассматривается вопрос о получении патента на открытие.