Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космические скафандры: личная Земля
Чтобы понять, как устроены космические скафандры, инженером быть необязательно. Здесь все подчинено понятной логике выживания: температура, кислород, давление и... прочный привязной ремень.
Открытый космос – малоподходящее место для таких нежных существ, как люди. В отличие от каких-нибудь тихоходок или лишайника, мы не переносим отсутствие кислорода, почти нулевое давление вакуума, температуру, которая поднимается на сотни градусов, стоит только Солнцу выйти из тени, и, конечно, потоков солнечных и космических лучей и частиц. Но, как когда-то, осваивая северные широты, люди научились «брать юг с собой» и заворачиваться в теплую одежду, так и здесь людьми была сконструирована одежда, которая защищает от опасных факторов космической среды, воссоздавая на орбите «микроскопическую Землю».
Каждый скафандр – это, по сути, индивидуальный, защищенный от радиации космический корабль, в котором поддерживаются нужное давление и температура, стабилизируется состав дыхательной смеси и работают десятки других систем жизнеобеспечения и защиты, энергии и связи. И все это втиснуто в минимальный объем, формы и материалы, позволяющие человеку двигаться, работать и общаться.
Создать в скафандре нужное давление можно двумя способами, и оба они используются. Легкие компенсационные костюмы нужны военным летчикам и космонавтам на этапах взлета и посадки. В них тело человека оплетают ленточные кольца, связанные с системой резиновых трубок. По команде в трубки быстро нагнетается воздух, они увеличиваются в объеме и сжимают тело. Однако таким способом вряд ли можно создать равномерное давление, это лишь временная мера, и во «включенном» компенсационном скафандре провести можно считанные минуты.
Скафандры водолазов-глубоководников или космонавтов, проводящих в открытом космосе целый рабочий день, делают герметичными, поддерживая в них нужное давление самой дыхательной смесью. Как правило, это давление равно 1 атм, хотя, например, в скафандрах астронавтов американских кораблей Space Shuttle использовалось всего 0,29 атм.
Космонавты находятся в них, как внутри плотно надутой шины, что, кстати, серьезно затрудняет их движения. Для поддержания нормального давления в глубоком вакууме космоса скафандры обязательно имеют две оболочки. И если уж продолжать аналогию с надутым колесом, то роль шины здесь играет герметичный внутренний слой из высококачественной резины, а защитную роль покрышки – слой нейлона или капрона.
Система жизнеобеспечения первых скафандров была незамкнутой и негерметичной: отработанный воздух, наполненный паром и углекислым газом, просто выводился наружу. Однако уже вскоре на смену им пришли скафандры с замкнутой регенерационной системой, в которой наряду с поддержанием нужной концентрации кислорода работают встроенные средства для удаления лишней воды, связывания углекислоты и регулирования температуры.
Удаление накопившегося углекислого газа производится химически, при прокачке дыхательной смеси через гидроксид лития (с образованием углекислого лития). Кислород подается из запасов, хранящихся в баллонах под большим давлением. Почти всегда в скафандре поддерживается атмосфера с повышенным содержанием кислорода. Чтобы не испытать опасное опьянение, космонавты, надев специальную маску, предварительно дышат кислородом, насыщая им кровь.
Для поддержания комфортной температуры современные скафандры изолируют от космической среды с помощью многих слоев ультрасовременных материалов, включая неопрен, Gore-Tex. Несколько слоев тонкой терефталатной пленки с алюминиевым напылением практически полностью блокируют теплообмен. Кроме того, внешний слой (например, майларовый) белого цвета эффективно отражает солнечные лучи, не давая скафандру перегреваться.
Впрочем, человеческое тело само достаточно нагревает внутренние объемы, и температура внутри скафандра во время работы стоит вполне тропическая. Охлаждение и выведение влаги, которая появляется с потом космонавта и быстро наполняет внутренний объем, – главная проблема скафандров. Для этого через него проходит густая система наполненных жидкостью трубочек, которые отводят излишки тепла прямо в космос.
Для защиты от микрометеоритов остается добавить еще один прочный слой – например, кевларовый, – и в целом наш скафандр будет готов. При этом мы уже набрали изрядное количество слоев, которые сами по себе служат неплохим экраном и от радиации, так что дополнительные меры защиты не понадобятся. Стоит лишь запомнить, что при особенно мощных потоках – например, во время солнечной вспышки – они не помогут, и в космос все-таки лучше не выходить.
Осталось дополнить скафандр небольшими, но важными деталями. Прозрачным куполом шлема из сверхпрочного поликарбоната – «бронестекла». Сдвижной полупрозрачной «шторкой» с густым отражающим напылением из золота, которое задержит больше трети солнечных лучей и позволит не ослепнуть под их светом. С внутренней стороны шлема не забыть нанести на стекло покрытие, препятствующее осаждению пара. Добавим лишь наушники и микрофон, связанные с радиоприемником, и можно выходить в открытый космос. Главное – не забыть привязаться к кораблю.
Работать в условиях микрогравитации – совсем не то, что на Земле. Многие наши привычные движения и полезные рефлексы здесь только мешают. Не весящий ничего космонавт, пытаясь закрутить небольшую гайку, сам начнет вращаться в противоположном направлении. Первые люди, работавшие в открытом космосе, сообщали, что немало усилий уходит просто на поддержание своего положения в пространстве. Поэтому уже много лет у космонавтов и астронавтов вырабатывают специальные навыки работы в таких условиях, а на внешней обшивке МКС проложены целые «тропинки» из рукоятей и поручней, за которые можно удерживаться.
В остальном же человек, заключенный в многослойную, плотно надутую оболочку, оказывается почти беспомощен. Существовали проекты создания реактивных систем, которые обеспечивали бы скафандры хотя бы минимальной самостоятельностью и маневренностью на орбите. В космосе был даже испытан американский модуль MMU, похожий на стул с небольшими реактивными двигателями, управляющимися джойстиком. Скафандры астронавтов, работавших на Space Shuttle, оснащались спасательным модулем SAFER (Simplified Aid For EVA Rescue): 1400 г сжатого азота позволяли развить скорость до 3 м/с и вернуться в случае аварийной потери контакта с космическим кораблем.
Однако главной защитой космонавтов остается… обычная привязь. Если не считать испытаний модуля MMU в 1984 г. и модуля SAFET в 1994-м, все до сих пор прошедшие выходы в открытый космос производятся со страховкой. Кадры Евгения Леонова – первого человека, вышедшего за пределы космического корабля, – парящего на 15-метровой ленте, как на фантастической пуповине, облетели весь мир. Во времена Леонова эта «пуповина» также включала трубки для перекачки воздуха, провода и другие элементы. Сегодня это простая, легкая и прочная лента с карабинами, но именно она остается лучшим другом и защитником космонавта.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии