Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Роскосмос» нашел ошибку, которая привела к падению «Луны-25»
Причиной гибели «Луны-25» стала ошибка в подаче команд, аналогичная тем, из-за которых об Луну разбились аппараты трех других стран за последние четыре года.
Госкорпорация «Роскосмос» подвела предварительные итоги выяснения причин гибели «Луны-25» и назвала причиной крушения прибор БИУС-Л. Как писал Naked Science, 19 августа 2023 года российский аппарат выдал тормозной импульс для перехода с круговой на эллиптическую, предпосадочную окололунную, орбиту. Однако вместо положенных 84 секунд его двигатель проработал 127 секунд, из-за чего торможение оказалось таким сильным, что аппарат врезался в Луну.
По информации «Роскосмоса», столь длительный тормозной импульс стал результатом невключения блока акселерометров в приборе БИУС-Л (блок измерения угловых скоростей). Скорее всего, как утверждают в госкорпорации, блок не включился потому, что в один массив данных попали команды с разными приоритетами на исполнение.
«В связи с этим в бортовой комплекс управления приходили нулевые сигналы с акселерометров прибора БИУС-Л», — уточнили в «Роскосмосе».
Из-за этого программное обеспечение аппарата не смогло замерить изменение в его скорости после выдачи тормозного импульса. В итоге тормозной двигатель выключился только тогда, когда закончилась «временная уставка», то есть период его максимально допустимой по времени работы.
Ошибка в ПО — одна из основных по частоте причин крушений аппаратов, исследующих другие планеты. Посадки на других небесных телах вообще сложны, а посадки автоматические — тем более (если бы не вмешательство астронавтов и перевод на ручное управление, крахом могла бы закончиться даже первая высадка американцев на Луну).
Только за последние пять лет, с 2018 года, из 12 запусков, целью которых было доставить аппараты к естественному спутнику Земли, девять завершились полным или частичным срывом, причем чаще всего — как раз из-за программных ошибок. Некоторые из этих сбоев очень напоминают судьбу «Луны-25». Например, 11 апреля 2019 года на израильском аппарате «Берешит» произошел сбой бортового датчика ускорения (примерный аналог блока акселерометров БИУС-Л), который привел к несвоевременному выключению основного двигателя и потере контроля над аппаратом.
Аналогичная судьба постигла луноходы SORA-Q (Япония) и Rashid (ОАЭ). Они разбились 25 апреля 2023 года, потому что бортовой компьютер несшего их японского посадочного аппарата Hakuto-R перед посадкой вдруг посчитал, что данные радара неверны, и стал игнорировать их. В итоге он держал посадочные двигатели включенными дольше, чем нужно, паря над лунной поверхностью на высоте пяти километров. Когда топливо кончилось, аппарат закономерно упал на спутник нашей планеты и разбился.
В Мурманской области не добывают золото: его месторождений здесь пока не нашли. Впрочем, сообщения о находках этого металла датируются еще XVIII веком. Геологам также известны в Кольском регионе рудопроявления золота — минеральные тела, содержащее драгоценный металл в ассоциации с другими минералами, характерными для промышленных руд, но в таком количестве, что при нынешнем развитии экономики и технологий добывать его нерентабельно. Чтобы обнаружить в Кольском Заполярье месторождения золота, необходимы новые исследования. Ученые Геологического института Кольского научного центра провели их и узнали о природе местных рудопроявлений.
Американские биологи впервые провели анатомический анализ лицевых мышц койотов и обнаружили у этих хищников мышцы, которые позволяют домашним собакам строить «щенячий взгляд». Гипотетически этот признак возник при одомашнивании, но авторы новой научной работы опровергли эту версию. Вдобавок исследователи обнаружил мышцу-пучок, которая позволяет койотам щуриться.
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета в составе научной группы выявили ген, который позволил арахису стать природным ГМО и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Натуральные, или счетные, числа обозначают количество чего-либо или порядковый номер предмета относительно других. Ноль, не относящийся к натуральным числам, кодирует пустоту, отсутствие каких бы то ни было предметов. Однако человеческий мозг реагирует на него как на очень маленькое число, обнаружили ученые из Германии.
Известный анекдот гласит, что «пессимистом быть прекрасно», так как всегда испытываешь приятные ощущения: то радость от неожиданно хороших событий, то удовлетворение от того, что верно «предсказал» плохие. Израильские ученые проверили, действительно ли чувство собственной правоты может избавить от негативных эмоций.
Эксперимент с прыгающими через различные отверстия кошками показал: эти домашние животные действительно считают себя «жидкими», то есть способными протиснуться куда угодно. Но были некоторые исключения, когда они все же колебались.
Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.
Французские исследователи проанализировали тысячи спутниковых снимков поверхности Антарктиды и выяснили, что почти весь континент покрывают продольные дюны — такой рельеф часто встречается на спутнике Сатурна Титане. Ученые также узнали, какие ветры формируют антарктические дюны, и нашли противоречие, раскрывающее детали климата на континенте.
Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.
ревью кода, автоматическое тестирование, нагрузочное тестирование, моделирование всех возможных внештатных ситуацийА если этого не было, то что?
ревью кода, автоматическое тестирование, нагрузочное тестирование, моделирование всех возможных внештатных ситуацийА если этого не было, то что?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии