01.03.2021
1 057

4.5

Итак, к многоразовым ракетам мы все уже привыкли, хорошо. Что дальше? Правильно, спутники. И это не шутка: следующее поколение аппаратов в «созвездии» GPS получит возможность апгрейда прямо на орбите, что позволит продлить их срок службы.

©Lockheed Martin

Компания Lockheed Martin уже работает над усовершенствованием своей спутниковой платформы LM2100, которая будет использоваться в аппаратах GPS 3F. Такое заявление сделал старший директор компании по стратегическим военно-космическим миссиям Эрик Браун (Eric Brown) на виртуальном симпозиуме Ассоциации ВВС США (Air Force Association) по аэрокосмическим аспектам военного дела. По его словам, в ближайшие годы логистика Земля — космос существенно изменится и от парадигмы «однажды запущенное остается на орбите как есть» нужно потихоньку отказываться.

Как пишет портал SpaceNews, эту мысль поддержал модератор дискуссии бригадный генерал Стив Уитни (Steve Whitney), в прошлом руководивший программой GPS в соответствующем центре Военно-воздушных сил США. Уитни отметил, что технологии, позволяющие проводить сервисные операции с аппаратами на орбите, активно разрабатывают и оборонные спутники должны использовать их.

Подробностей о том, какие именно изменения вносятся в LM2100, мало, пока это лишь задел на отдаленное будущее. Все-таки жизненный цикл спутников Global Positioning System (GPS) превышает пять лет, а первые аппараты серии 3F (IIIF) запустят лишь около 2026 года. Так что при подготовке платформы к орбитальному сервису нужно делать ее максимально открытой. Либо выбрать какую-то одну создаваемую сейчас подобную технологию и надеяться, что она «выстрелит» и останется актуальной через 5-10 лет, когда понадобится.

Новым спутникам GPS 3F можно будет менять компьютеры прямо на орбите
Платформа LM2100 — дальнейшее развитие A2100, базы более чем для трех десятков запущенных с 1996 года аппаратов. Эта система отличается невероятной гибкостью и может обеспечивать полезную нагрузку весом до тонны электричеством (12-20 киловатт) и охлаждением (до шести киловатт рассеиваемой мощности) на протяжении трех лет (практический максимум — 15 лет). Используется как в коммерческих, так и в военных спутниках, кастомизация под заказчика предполагает даже несколько видов разных электроракетных двигателей / ©Lockheed Martin

Известно, что инженеры Lockheed Martin работают над тем, чтобы к их платформе могли пристыковываться другие космические аппараты. Это позволит вносить изменения как в LM2100, так и в ее полезную нагрузку. Браун сказал, что подразумевается замена вычислительных блоков (процессоров) и массивов датчиков для расширения функционала или восстановления после сбоя. Что интересно, он не упомянул о дозаправке: обычно в вопросах «орбитального сервиса» ее обсуждают в числе первых. Возможно, дело в том, что спутникам GPS практически не требуется делать корректирующие импульсы, но LM2100 — универсальная платформа и может использоваться для множества разных аппаратов.

Технологии дозаправки и сервисных операций на орбите стали активно обсуждать в последние годы. Правда, с ними существует «проблема курицы и яйца»: спутников, которые можно обслуживать, нет, поскольку нет тех аппаратов, которые будут их обслуживать. И наоборот: «ремонтников» или «заправщиков» нет, так как некого чинить или заправлять.

Однако в ближайшем будущем ситуация изменится. Компании Orbit Fab и Benchmark Space Systems на прошлой неделе подписали соглашение о сотрудничестве. Первая занимается разработкой «орбитальных заправок», а вторая создает двигатели и топливные системы, которые можно дозаправлять на орбите. Первый практический эксперимент запланирован на конец года, и для пары тестовых аппаратов уже забронировали место под обтекателем одной из ракет Falcon 9.