Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
10 октября
ФизТех

Женские и мужские особи рыбок данио по-разному реагируют на алкоголь

4.8

Ученые МФТИ в сотрудничестве с коллегами из России и Бразилии проанализировали влияние алкоголя на рыбок данио рерио в зависимости от пола. Оказалось, что самцы данио рерио в состоянии алкогольного возбуждения становятся более агрессивными, чем самки.

Рыбки данио / ©Пресс-служба МФТИ

Научная работа была опубликована в журнале Frontiers in Neuroendocrinology. Доклинические исследования в наркологии чаще всего проводят на грызунах, но и на рыбках данио рерио такие работы активно ведутся. Рыбки являются вторым наиболее часто используемым лабораторным видом (после мышей) в биомедицинских исследованиях.

Нейробиологи считают их хорошей моделью для воспроизведения различных процессов в головном мозге, в том числе со стороны фармакологических воздействий на нервную систему различных психотропных веществ, поскольку биохимические изменения у человека с рыбками часто весьма похожи. Характер алкогольной зависимости у мужчин и женщин имеет существенные отличия в проявлениях и лечении, так что ученые решили проверить, влияют ли половые различия на поведение рыбок данио рерио при алкогольном воздействии.

«Наша работа была посвящена определению половой специфики рыбок данио для дальнейших фармакологических и физиологических исследований. В качестве примера приводилась реакция рыбок мужского и женского пола на хроническое и острое алкогольное воздействие. В ходе исследования было показано, что рыбки, в зависимости от пола, ведут себя по-разному», — рассказал об исследовании профессор РАН Алан Калуев, главный научный сотрудник лаборатории молекулярно-биологических и нейробиологических проблем и биоскрининга МФТИ.

Таким образом, подобно грызунам, данио рерио демонстрируют явные половые различия в реакциях, связанных с алкоголем. Например, оказалось, что самки этих рыб, подвергшиеся резкому воздействию 0,5 процента алкоголя, быстрее исследуют новый объект и более чувствительны к поведенческим эффектам хронического употребления этанола, например агрегации в стайки, чем самцы.

©Пресс-служба МФТИ

Конечно, в данном случае нельзя проводить прямую аналогию с человеком, но все животные модели являются несколько приближенными к нам. Очень многие физиологические процессы на животных моделях показывают аналогичные тенденции и у людей, что способствует подбору терапии на основе доклинических исследований.

«Новизна нашего исследования в том, что поднимается сам вопрос межполового различия. Довольно активные исследования последних лет проводились вне учета половой принадлежности, поскольку считается, что, в отличие от человека и грызунов, рыбки не столь сильно различаются, например у женских особей нет цикла, но последние публикации и статьи показали, что у данио рерио присутствуют и другие отличия на геномном и интерскриптомном уровне, что является еще одним доказательством, необходимости закладывать разницу в исследованиях. В противном случае это может смешать статистическую выборку и поменять интерпретацию результатов», — подчеркнула Елена Петерсен, заведующая лабораторией молекулярно-биологических и нейробиологических проблем и биоскрининга МФТИ.

Учитывая быстрорастущую роль рыбок данио в биомедицинских исследованиях и их потенциал высокоэффективного скрининга лекарственных препаратов, лучшее понимание половых различий может способствовать моделированию расстройств, связанных с алкоголем, и изучения влияния алкоголя на мозг и поведение. Эта стратегия может стать особенно многообещающей для изучения нейротропных эффектов алкоголя, для которых явные половые различия описаны клинически.