Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ выяснили, как формировалось историческое самосознание населения азиатской части России
Историки ТюмГУ узнали, каким образом сформировалось широко распространившееся в Сибири представление о родстве ее населения с казаками Ермака. Оказалось, разгадка кроется в фольклорной трактовке истории экспедиции завоевателя Сибири.
Методологической основой исследования стал системный подход, позволяющий представить общественное сознание как систему, состоящую из структурированных элементов, интегрирующих социум. При реконструкции исторического самосознания местных сообществ в доиндустриальную эпоху необходимо было использовать не только письменные источники (документацию церквей Березовского заказа и Кодинского монастыря, путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (1860-1870-х годов), Пинежский летописец, Кунгурскую летопись), но и фольклор (апокрифы, «Олонецкий» и «Сибирский» сборники заговоров, а также тексты их, собранные автором статьи в экспедициях по Северному Зауралью в 1990-х годах). Привлекались также данные этнографии, топонимии и ономастики: названия населенных пунктов, фамильный состав жителей. Результаты исследования опубликованы в Вестнике ТГУ.
Историки ТюмГУ выяснили, в связи с чем сформировалось широко распространившееся в Сибири представление о родстве с казаками Ермака. Оказалось, разгадка кроется в фольклорной трактовке истории сибирской экспедиции казачего атамана. Более того, в этом было заинтересовано служилое сословие XVII века. Стремление выдать себя за потомков сподвижников Ермака и признание этого властями сулило преференции в продвижении по службе, даже если не все были оригинальны в своих притязаниях», — рассказал доцент кафедры отечественной истории Тюменского государственного университета Сергей Туров.
Северно-русские предания, а вслед за ними летописи выводят Ермака, с Русского Севера: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку…». Не удивительно, что самая многочисленная группа «потомков казаков Ермака» сложилась в Березове (Ханты-Мансийский автономный округ), где пролегал самый короткий путь с Русского Севера в Сибирь-«Русский тес». Еще в конце XIX века в Березове бытовало предание о том, что среди основателей города были казаки, пришедшие в Сибирь с атаманом Ермаком: Шах, Лях, Мещеряк и Оболта. От них вели свой род Шаховы, Мещеряковы и Оболтины. Назывались и другие березовские «потомки ермаковых казаков», но их фамилии не свидетельствовали о причастности предков к «сибирскому взятию».
Исследование показало, что в Северном Зауралье обретались и другие претенденты на «благородное» происхождение. Так, в 1640 году в Сибирский приказ была подана челобитная сургутянином Кузьмой Горбуновым. Он ходатайствовал о повышении оклада: «служил… отец мой в Сибири с Ермаком с тех мест, как Бог поручил Сибирь под твою государеву руку». Просьбу Горбунова удовлетворили, но неизвестно, было ли это решение связано с его происхождением. Еще одной причиной распространения сказаний о потомках ермаковых казаков стали «разборы» служилых в старозаселенных районах Западной Сибири во второй четверти XVII века. Они проводились для того, чтобы отставить от службы «повёрстанных» из крестьян, посадских и гулящих людей и принять на их место детей служилых. Потому доморощенные родословные становились аргументами для сохранения социального статуса, а также превращались в фундамент формирования одного из элементов исторического самосознания сибиряков.
Как пояснил Сергей Туров, в верховьях реки Туры в конце XIX – начале XX века располагалось множество деревень, якобы основанных ермаковцами: Красная горка, Кордюкова, Рогозина, Лобанова, Дерябина. Считалось, что город Верхотурье вырос на месте, где Ермак Тимофеевич поставил свой дом. В Алапаевском районе Свердловской области до сих пор есть деревня Ермаки. Согласно местному преданию, основана она была казаками атамана. В Свердловской области есть старинные деревни Ермакова и Ермаково. Далее по маршруту сибирской экспедиции казаков в конце XIX века считали себя их потомками жители деревни Котино Тобольской подгородной волости. В Тобольском районе Тюменской области на реке Суклемке располагается старинное село Ермаково. Наконец, недалеко от места гибели атамана, близ устья Вагай, стояла деревня Ермаки (упразднена в 2014 году), которая, согласно местному преданию, была основана казаками оставленного здесь Ермаком «дозора».
Причем, гибель атамана не стала препятствием для продвижения далее на восток мифотворчества «потомков ермаковых казаков». К примеру, в Викуловском районе Тюменской области и сегодня стоит деревня Ермаки. Есть деревни, основанные «сподвижниками Ермака» в Нарымском крае. В конце концов мифоэпический сюжет «потомков казаков преславного атамана» вышел за границы русского этнического поля и приобрел общесибирский характер. Фамилия Ермаковы известна у обских финно-угров. В документах XVIII века в Кондинском крае учтены «инородческие юрты» Ермаковы. В 1781 году здесь проживали только новокрещенные остяки (ханты).
Еще одни юрты Ермаковы были известны в Сургутской округе. В 1711 год уповерстали «в конные казаки по Тюмени татарина Герасима Катайгулова, предки которого были участниками похода Ермака». Не только этнические, но конфессиональные рамки не были преградой для народной трактовки экспедиции Ермака и его сподвижников. В 1979 году в старинном татарском селе, стоящем на берегу Тобола, Тарханы была записана легенда о том, что в конце XIX века один из жителей села в реке Тобол выловил икону, на которой был запечатлен облик «человека по грудь: мужик с длинными волосами с бородой и усами и как бы ободок золотистый вокруг. Вместо рубахи железная кольчуга; на правой груди как орден с золотым орлом». «Икону Ермака» передали православному священнику.
Позже в Тарханах, где проживали только татары, была освящена часовня, куда были поставлены «икона Ермака» и Спасителя. Часовню эту посещали как русские, так и татары. Таким образом в общественном сознании сибиряков участники ермакова взятия Сибири давно отнесены в сонм общих для всех народов, населяющих край, предков-основателей. «Мифоэпическая составляющая сибирской идентичности активно проявляла себя вплоть до начала ХХ века», — поясняет Сергей Туров. Например, в Воскресенском соборе Березова издавна хранились иконы принесенные «казаками Ермака». На одной из этих икон был изображен архангел Михаил в образе «грозных сил воевода» на крылатом коне, на другой – святой Николай Мирликийский.
Древностью и величественностью отличались еще две иконы собора – «Нерукотворного Спасителя и Казанской Божьей Матери». Считалось, что эти иконы ранее находились в иконостасе самой первой церкви. Каким образом сложился этот пантеон? Как показал анализ заговорных текстов и других жанров фольклора переселенцев с Русского Севера (русских и коми), им были близки и понятны религиозные представления обских финно-угров. В мифологии обских угров присутствовало всегда, а под влиянием христианства была переосмыслена триада главных божеств, выделяющихся из сонма богов и духов. Нуми-торум представлялся как Бог-отец или, как Святой Николай. Мир-сусне-хум, крылатый всадник, – Михаил Архангел или Христос. Богиня Калтащь, супруга Торума и мать Мир-сусне-хума, – Богородица. Так, со временем сложился местный культ этих персонажей христианской мифологии. Престолы, посвященные им, преобладали в церквях Северного Зауралья.
В 1750 году на проезжей башне Березовского острога «висели»: «…первый образ Нерукотворенный Господа Бога Иисуса…, вторый образ Пресвятыя Богородицы Знамения, третий образ святого архистратига Михаила». В 1892 году в Березове было отпраздновано 300-летие города. Во время праздничного молебна звучали каноны «Спасителю, Божией Матери, св. Архистратигу Михаилу и святителю Николаю…», то есть прославлялась местночтимая православная традиция Березовского края общая для всех христиан-сибиряков, русских и представителей коренных народов Севера. Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-19-50270.
Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.
Чтобы охотиться при температурах ниже нуля, пауки рода Clubiona выработали особые белки-антифризы. Изучив членистоногих, собранных в грушевых садах неподалеку от города Брно (Чехия), ученые раскрыли молекулярный механизм, позволяющий этим паукам не впадать в зимнюю спячку.
Наблюдая за галактикой CANUCS-LRD-z8.6 с помощью космической обсерватории «Джеймс Уэбб», астрономы обнаружили в ее центре сверхмассивную черную дыру. Хотя она существовала всего через 500 миллионов лет после Большого взрыва, ее масса оказалась рекордной для столь ранней эпохи.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Так называемые зумеры и альфа, несмотря на молодой возраст, уже формируют ключевые поведенческие и потребительские тренды. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему обозначение поколений начали с конца алфавита, как альфа и зумеры отличаются в способности к терпеливости, совмещении цифрового и реального «Я», подходу к профессиональной деятельности и отношении к финансам, какое мышление пришло на смену клиповому и как использование искусственного интеллекта повлияет на авторитет родителей.
Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
