Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ изучили историю одного предлога
Ученые-русисты из ТюмГУ предложили разносторонний подход к лексикографическому описанию производного предлога «путём».
Статья русистов ТюмГУ Натальи Аксариной и Ларисы Басовой вышла в журнале «Вопросы лексикографии». Предмет анализа — словоформа «путём». Тюменские русисты рассмотрели, в качестве какой грамматической единицы она представлена в современных словарях и в какие синонимические ряды включена; выявили в каких дискурсах активно функционирует предлог «путем» и определили спектр его значений.
Результаты исследования показывают, что этот предлог в современных дискурсах реализуется как многозначный – имеет не менее семи самостоятельных значений с дифференцируемыми семантическими признаками и особенностями сочетаемости.
Это дает основания предложить для предлога «путём» следующую расширенную по сравнению с предыдущими исследованиями словарную статью. Так, «путем» может быть предлогом с родительного падежа с существительным для указания на способ осуществления действия, на добавочное действие, опосредующее основное: «Путём опроса бывалых охотников исследователи аномального по крупицам собрали все возможные сведения, касающиеся этих объектов». Также с отглагольным существительным для указания на способ осуществления действия; на характер протекания действия: «Это отдаленно напоминает гипотезу «пунктирной эволюции» Элдриджа-Гудда, согласно которой развитие видов происходит путём отдельных крупных скачков», и так далее.
Все семь значений предлога «путём» в разной степени наследуют часть семантического потенциала мотивирующего значения производящего существительного. Тюменские русисты предполагают, что степень грамматикализации того или иного отыменного предлога во многом обусловлена изначальным различием в семантическом потенциале мотивирующих значений производящего имени. Так, в наивысшей степени грамматикализованными (и, соответственно, наименее обусловленными семантическим потенциалом производящей единицы) представляются предлоги «ввиду», «в силу», «в меру», «по мере», «в течение», «в целях», «в пользу» и им подобные.
В противоположность им предлоги, мотивированные семантически богатыми значениями производящего имени, сохраняют большую лексическую часть значения и в современных дискурсах сравнительно легко развивают лексико-семантические варианты. К таким предлогам можно отнести «в части», «путем», «в отношении», «по случаю» и другие.
Исследователи также предполагают, что сама по себе длительность предложного «бытия» единицы в языке не оказывает существенного влияния на степень ее грамматикализации. То есть считать, что чем «старше» предлог, тем сильнее он грамматикализован – оснований нет, поскольку и единицы, закрепившиеся в предложном употреблении сравнительно недавно, могут иметь минимальную лексическую часть значения.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии