Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
06.12.2022
16 325

Под марсианской равниной обнаружили поток расплавленной магмы

5.2

Похоже, Марс далеко не так мертв, каким кажется. Множество признаков указывают, что под его поверхностью может продолжаться движение магмы, а под равниной Элизий к коре поднимается горячий мантийный плюм. Это делает недра Красной планеты чуть более подходящими для жизни.

Одна из борозд Цербера, снятая с орбиты зондом Mars Express
Одна из борозд Цербера, снятая с орбиты зондом Mars Express / ©ESA, DLR, FU Berlin

На первый взгляд Марс — планета, геологическая активность которой давно остановилась. Его старая кора не содержит свежих следов вулканизма и движений плит, глобальное магнитное поле отсутствует. Лишь отдельные свидетельства могут указывать на то, что в недрах Красной планеты продолжаются медленные движения магмы. В частности, в районе борозд Цербера, на обширной равнине Элизий, поверхность сравнительно молода, а работающий неподалеку зонд Mars InSight множество раз фиксировал марсотрясения.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Astronomy, свели такие свидетельства воедино и разработали модель, описывающую недра равнины Элизий. Она предсказывает, что под ее поверхностью скрывается горячий мантийный плюм. На Земле такие восходящие потоки мантии поднимаются к коре и могут медленно изливаться на поверхность через трещины. Гравитационные аномалии равнины Элизий, эпицентры близких марсотрясений и другие данные показывают, что плюм на Марсе достигает более 3500 километров в поперечнике и нагрет на 95-285 градусов Цельсия сильнее окружающей породы.

Мантийный плюм под бороздами Цербера: взгляд художника / © Adrien Broquet, Audrey Lasbordes

Такие размеры вполне сопоставимы с величиной мантийных плюмов на Земле, хотя соседняя планета примерно вдвое меньше нашей. Ученые связывают это с заметно меньшей гравитацией Марса. По расчетам авторов работы, центр мантийного потока может находиться непосредственно в середине борозд Цербера, где располагаются самые молодые породы, а также эпицентры большинства местных сотрясений, которые заметил аппарат Mars InSight.

Работа, проведенная геологами из Аризонского университета Эдриеном Броке (Adrien Broquet) и Джеффри Эндрюсом-Ханной (Jeffrey Andrews-Hanna), показывает, что недра Марса куда подвижнее и теплее, чем считалось до сих пор. Возможно, это позволяет им поддерживать резервуары жидкой воды под поверхностью Красной планеты. Возможно, именно в этих водоемах нашла приют местная жизнь.