06.12.2022
16 812

Под марсианской равниной обнаружили поток расплавленной магмы

5.2

Похоже, Марс далеко не так мертв, каким кажется. Множество признаков указывают, что под его поверхностью может продолжаться движение магмы, а под равниной Элизий к коре поднимается горячий мантийный плюм. Это делает недра Красной планеты чуть более подходящими для жизни.

Одна из борозд Цербера, снятая с орбиты зондом Mars Express
Одна из борозд Цербера, снятая с орбиты зондом Mars Express / ©ESA, DLR, FU Berlin

На первый взгляд Марс — планета, геологическая активность которой давно остановилась. Его старая кора не содержит свежих следов вулканизма и движений плит, глобальное магнитное поле отсутствует. Лишь отдельные свидетельства могут указывать на то, что в недрах Красной планеты продолжаются медленные движения магмы. В частности, в районе борозд Цербера, на обширной равнине Элизий, поверхность сравнительно молода, а работающий неподалеку зонд Mars InSight множество раз фиксировал марсотрясения.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Astronomy, свели такие свидетельства воедино и разработали модель, описывающую недра равнины Элизий. Она предсказывает, что под ее поверхностью скрывается горячий мантийный плюм. На Земле такие восходящие потоки мантии поднимаются к коре и могут медленно изливаться на поверхность через трещины. Гравитационные аномалии равнины Элизий, эпицентры близких марсотрясений и другие данные показывают, что плюм на Марсе достигает более 3500 километров в поперечнике и нагрет на 95-285 градусов Цельсия сильнее окружающей породы.

Мантийный плюм под бороздами Цербера: взгляд художника / © Adrien Broquet, Audrey Lasbordes

Такие размеры вполне сопоставимы с величиной мантийных плюмов на Земле, хотя соседняя планета примерно вдвое меньше нашей. Ученые связывают это с заметно меньшей гравитацией Марса. По расчетам авторов работы, центр мантийного потока может находиться непосредственно в середине борозд Цербера, где располагаются самые молодые породы, а также эпицентры большинства местных сотрясений, которые заметил аппарат Mars InSight.

Работа, проведенная геологами из Аризонского университета Эдриеном Броке (Adrien Broquet) и Джеффри Эндрюсом-Ханной (Jeffrey Andrews-Hanna), показывает, что недра Марса куда подвижнее и теплее, чем считалось до сих пор. Возможно, это позволяет им поддерживать резервуары жидкой воды под поверхностью Красной планеты. Возможно, именно в этих водоемах нашла приют местная жизнь.