В тундре потеплело — Naked Science
ТюмГУ

В тундре потеплело

4.5

Российские ученые озвучили результаты многолетнего геокриологического мониторинга в западной части российской Арктики. Выяснилось, что самые большие изменения среднегодовой температуры зафиксированы в зоне тундры. В целом же с 1970 года этот показатель вырос по региону примерно на 2,8 градусов, что, по оценкам специалистов, близко к «жесткому» сценарию климатических изменений.

Тундра / ©stihi.ru

«Наибольшие изменения среднегодовой температуры пород зафиксировано в зоне типичной тундры. Средняя скорость возрастания температуры здесь достигает 0,056 градусов Цельсия в год, – сообщил сотрудник Института криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН и ТюмГУ Александр Васильев. – В целом с 1970 года среднегодовая температура воздуха повысилась в среднем по региону примерно на 2,8 градуса, что близко к “жесткому” сценарию климатический изменений».

Исследование динамики среднегодовой температуры в сезонноталом слое и толще многолетнемерзлых пород проводили в различных биоклиматических зонах: типичной и южной тундрах, лесотундре, северной тайге. Работа шла на восьми стационарных точках (Марре-Сале, Кумжа, Воркута, Северный Уренгой, Южный Уренгой, мыс Болванский, Надым и Тарко-Сале).

Ученые зафиксировали, что потепление климата сопровождается ростом годового количества осадков на 5–10 процентов и увеличением мощности снежного покрова в зоне тундры со скоростью 1,8 сантиметра в год (такая картина наблюдалась с 1998 по 2018 годы), а в зоне лесотундры и северной тайги – со скоростью 0,6 сантиметров в год (согласно мониторингу 2003–2018 годов). При этом во всех биоклиматических зонах и во всех доминантных ландшафтах по мере потепления климата повышается среднегодовая температура многолетних мерзлых пород. Так, в зоне южной тундры и лесотундры – на 0,04–0,05 градуса в год, в зоне северной тайги – на 0,035 градус соответственно.

Исследования показали, что, начиная с 2007 года, во всех биоклиматических зонах (кроме типичной тундры) среднегодовая температура пород в верхнем слое перешла в область положительных значений и началось оттаивание мерзлых толщ сверху. По сути – это деградация мерзлоты. Однако, как сообщили ученые, процессы деградации развиваются только в наиболее чувствительных к климатическим изменениям ландшафтах, а оттаивание сверху сопровождается опусканием так называемой кровли мерзлоты.

«В зоне лесотундры оно началось еще в середине 1990-х годов и к настоящему времени достигло 7–10 метров на хорошо дренированных участках, – пояснил Александр Васильев. – В зоне южной тундры максимальное опускание кровли мерзлоты достигает 7 метров на дренированных малольдистых песчаных породах с хорошо развитым кустарниковым покровом. В зоне северной тайги кровля опустилась на 4–6 метров, в других случаях опускание кровли мерзлоты пока не превышает двух метров».

По оценкам исследователей, деградация мерзлоты наряду с потеплением климата благоприятствует активному развитию растительного покрова и перемещению границ биоклиматических зон к северу. Причем, с 1975 года это перемещение составило 30–40 километров. Ученые также заметили, что потепление климата приводит не только к появлению древесной растительности, но и к увеличению территорий, занятых кустарниками, и в целом к некоторому снижению мозаичности ландшафтов.

Мониторинг температурного режима мерзлых пород проводится в рамках госзадания Министерства науки и высшего образования РФ, анализ условий и темпов деградации мерзлоты, а также изучение влияния климатических изменений на растительный покров — при поддержке РФФИ. Экспедиционные работы на площадках мониторинга на Европейском Севере и в Западной Сибири в 2016–2019 годах выполнялись при поддержке РНФ. Комплексные исследования проводили ученые исследования проводили ученые из Тюмени и Москвы совместно с зарубежными коллегами.

ТюмГУ

Компания Spirit AeroSystems построит прототип беспилотного ведомого, который в будущем могут принять на вооружение Королевские ВВС. Первый полет машина, как ожидается, совершит к 2023 году.

Пандемия Covid-19 внесла свои неумолимые коррективы и в мир командных игр: многие футбольные матчи 2020 года прошли без зрителей на стадионе. Благодаря этому ученые смогли выяснить, как ведут себя игроки в отсутствие болельщиков.

Масс-спектрометры широко используются в науке для анализа сверхсложных химических и биологических смесей. Ученые из Сколтеха разработали модификацию масс-спектрометра, измеряющего массы по частотам вращения ионизированных молекул в сильных магнитных полях, позволяющую повысить точность измерений масс молекул. Они научились делать электромагнитную измерительную «ионную ловушку», которая позволяет добиться максимальной точности в условиях ультравысоких магнитных полей.