Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Пермском Политехе обучили нейросеть находить дефекты в электрических машинах
Своевременное и надлежащее обслуживание электрических машин (электродвигатели, электрогенераторы), которые преобразуют электрическую энергию в механическую на промышленных предприятиях, считается одной из важных задач. Их эксплуатационная надежность определяет эффективность применения всех технических средств и влияет на важнейшие экономические показатели производства. Существующие методы диагностики оборудования не позволяют максимально точно и быстро определять дефекты, поэтому ведется поиск новых методов обнаружения технических проблем. Студенты Пермского Политеха совместно с научным руководителем обучили искусственный интеллект быстрее и точнее находить неисправности в электрических машинах.
Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Статья с результатами исследования принята в публикацию журнала «Электротехника» и будет опубликована в ближайшее время.
Электрические машины используется почти на каждом производстве. Например, электродвигатель может управлять целой производственной линией или сразу несколькими станками одновременно, а электрогенераторы могут использоваться предприятиями в качестве источника энергии. Поэтому выход из строя столь значимого оборудования может принести серьезные убытки компаниям или сорвать сроки выполнения очень важных заказов, например, оборонных. На сегодняшний день для диагностики электромашин чаще всего применяют вибродиагностику, но данный метод предполагает вмешательство в работу самого двигателя, следовательно, необходимо останавливать часть, а иногда и все производство. По словам политехников, решить данную проблему способен искусственный интеллект, а также метод спектрального анализа тока.
«Этот метод, согласно проведенному анализу, показал наибольшую эффективность. К достоинствам его применения можно отнести высокую скорость и точность определения дефектов как в электрической, так и в механической части электромашины. В отличие от метода вибродиагностики, мониторинг тока электродвигателя выполняется непосредственно на коробе машины без вмешательств в его режим работы. Кроме того, диагностика может проводиться на включенном электродвигателе и, соответственно, не останавливать производственный цикл предприятия, что очень важно», — рассказывает научный руководитель проекта, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры электроники и электромеханики ПНИПУ Григорий Килин.
«Использование программного продукта обеспечивает раннее предупреждение и диагностику проблем, связанных электрическими машинами, за счет использования нейросетевых алгоритмов мониторинга. Обнаружение дефектов происходит за дни, недели или месяцы до отказа или аварийного режима и позволяет осуществить работы по устранению появившихся проблем. Такой подход позволяет с наименьшими потерями произвести текущий или капитальный ремонт электрических машин, а значит не тратить огромные средства в случае их отказа в период активной работы производства.
Применение искусственного интеллекта позволяет в значительной степени упростить и ускорить процедуру диагностики аварий, а также дает возможность автоматизировать процедуры получения нейросетью информации мониторинга электрических машин», — говорит студент кафедры электроники и электромеханики ПНИПУ Иван Пашков.

По мнению политехников, созданный программный продукт для своевременного предупреждения и диагностики проблем следует внедрять в промышленные предприятия, в том числе осуществляющих выработку и транспортировку электрической энергии (ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром», «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы» и другие компании). По их подсчётам, инвестиции в модернизацию новых методов диагностики принесут значительные выгоды, так как 70 процентов электроэнергии потребляются именно электрическими машинами.
Созданный учеными ПНИПУ метод диагностики электромашин позволяет повысить их надежность и производительность, а также сократить время простоя на 25 процентов, что дает возможность компаниям сэкономить от одного до 10 миллионов рублей на всем сроке использования разработанной системы. Кроме того, предприятия смогут снизить свои расходы на обслуживание оборудования и другие эксплуатационные нужды.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Ежедневно, еще до восхода солнца, миллионы птиц по всей планете наполняют воздух своими голосами. Этот рассветный концерт — одно из самых красивых и загадочных явлений природы. Почему пернатые певцы предпочитают встречать день именно так? Авторы нового исследования предложили простой ответ: птицы не могут иначе. Ночь заставляет их молчать, а утро дает долгожданную свободу, выплескивающуюся в бурном и страстном хоре.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Команда исследователей из Т-Технологий и МФТИ разработала метод, позволяющий построить детальную «карту» эволюции абстрактных понятий в глубине больших языковых моделей. Этот подход, основанный на «графах потоков признаков», не только открывает «черный ящик» ИИ, делая его работу прозрачной, но и дает в руки ученых мощный инструмент для точного управления поведением нейросетей, например, для подавления нежелательных тем в генерируемом тексте.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно