В хищнике должна быть загадка

Акул можно по праву назвать долгожителями нашей планеты: они появились более 400 миллионов лет назад, задолго до динозавров, и благополучно пережили не один глобальный катаклизм. Сегодня известно более 460 видов акул, и все они не перестают удивлять и даже озадачивать ученых: каждый год исследователи открывают что-то новое об этих удивительных созданиях! Представляем вам факты, которые стали известны за последние два года изучения одних из самых поразительных хищников.

Холодный расчет на 4 века вперед

В августе 2016 года обнаружено самое старое существо на нашей планете – им оказалась 392-летняя гренландская полярная акула, возраст которой удалось установить с помощью радиоуглеродного анализа. Ее длина превышает 5 метров. Ранее главным долгожителем считался гренландский кит, одна из особей которого дожила до 211 лет. Исследователи полагают, что гренландские полярные акулы живут в среднем 300 лет, при этом достигают половой зрелости примерно в 150 лет.

?Челюсть хищника, робость кролика

У акул тоже есть характер: в мае 2016 года выяснилось, что каждой особи присущи индивидуальные черты. Как и люди, эти хищники могут быть смелыми и трусливыми, решительными или осторожными и так далее. К таким выводам ученые пришли в ходе экспериментов с участием бычьих акул: их помещали в небольшой аквариум, в котором через некоторое время открывалась одна из стен. Акулам предстояло выплыть в неизвестное пространство, и в зависимости от того, как долго исследуемый экземпляр оставался на месте, делались заключения о его индивидуальных особенностях. Оказалось, что поведение, продемонстрированное однажды, — не случайность, а характерная особенность, поскольку «робкие» особи из раза в раз долго не решались выплыть из аквариума, а «смелые» в каждом эксперименте отправлялись наружу без колебаний.

Непорочное зачатие

В январе 2016 года был опубликован отчет группы немецких исследователей, которым впервые удалось наблюдать партеногенез (размножение без оплодотворения) у акул в нескольких поколениях. Белопятнистая кошачья акула, содержавшаяся в неволе, принесла потомство, а затем одна из ее дочерей также произвела на свет детенышей без оплодотворения. Впервые случай партеногенеза у акул был зафиксирован в 2001 году, но во втором поколении это явление наблюдается впервые.

Заметь меня, если сможешь

В декабре 2015 ученые из исследовательской организации Pacific Shark Research Center открыли новый вид акул, который был назван акулой-ниндзя. Дело в том, что эти рыбы едва заметны под водой из-за насыщенного черного окраса и малого количества фотофоров (светящихся органов на поверхности тела). Такая расцветка, как считают первооткрыватели, нужна для того, чтобы скрывать собственную тень и мастерски прятаться, однако эта гипотеза не подтверждена. Акулы-ниндзя обитают у тихоокеанского побережья Центральной Америки на глубине от 800 до 1500 метров, самая крупная обнаруженная особь насчитывает 51 см в длину, но максимальные размеры пока неизвестны из-за малой изученности вида.

Поддержка с воздуха

Акул в Австралии будут искать с помощью дронов, которые смогут подавать сигнал об опасности, если хищницы приблизятся к побережью. В ноябре 2015 года началась разработка этой системы, и на нее возлагают большие надежды. По мнению создателей, дроны окажутся эффективнее, чем обычные наблюдательные самолеты, так как смогут патрулировать небольшие участки, что повышает шансы обнаружить акулу. Проблема акульих нападений в Австралии очень актуальна – они случаются ежегодно, и только в 2015 году от зубов хищниц погибло 13 человек.

С широко открытыми глазами

В июне 2015 впервые удалось заснять на видео спящую белую акулу – она медленно плыла с открытой пастью со скоростью около 23 км/ч. Дело в том, что у акул нет плавательного пузыря, который помогает другим рыбам находиться на определенной глубине без каких-либо усилий. Поэтому акулы, чтобы не утонуть и не задохнуться, вынуждены двигаться постоянно, даже во сне. А вот и ролик со спящей акулой из нашего канала на YouTube.

Кстати, если хотите узнать об акулах больше, смотрите шоу на сайте «Акулы в сети» с 27 августа по 30 сентября! До новых встреч!