Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.07.2019
ФизТех
15 403

Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением

3.9

Российские ученые из Московского физико-технического института, Объединенного института высоких температур РАН и Высшей школы экономики рассчитали на суперкомпьютерах в обход дорогостоящих экспериментов вязкость распространенного смазочного вещества под давлением до 10 тысяч атмосфер.

Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением – иллюстрация к материалу на Naked Science
Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением / ©www.altai-eparhia.ru / Автор: Наталья Федосеева

Это соединение — 2,2,4-триметилгексан — представляет собой жидкий углеводород и используется, помимо смазки, как топливная добавка и электроизолятор. Результаты моделирования приводятся в статье в журнале Fluid Phase Equilibria. Еще до публикации исследование заняло второе местона X Конкурсе по моделированию свойств промышленных жидкостей в США.

Конкурс проводится раз в один-два года Американским институтом инженеров-химиков и Американским химическим обществом при участии крупнейших компаний отрасли. Участникам предлагается теоретически предсказать некоторое свойство промышленно значимого, но малоизученного вещества. В этот раз нужно было спрогнозировать, как меняется вязкость эталонной смазки (2,2,4-триметилгексана) при росте давления от нормального атмосферного до 10 тысяч атмосфер и постоянной температуре 20 градусов Цельсия.

Организаторы проводят эксперимент и объявляют победителями тех, чьи предсказания окажутся ближе к реальности. Десятый конкурс завершился в ноябре. В нем участвовали семь команд, в том числе из Национального института стандартов и технологий США, Шанхайского университета Цзяотун и Имперского колледжа Лондона. Россию представляла команда ученых из МФТИ, ОИВТ РАН и ВШЭ.

По центру — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Слева — Марко Гальвани Куна из команды победителей, Университет Джонса Хопкинса, США. Справа — научный сотрудник Московского физико-технического института Николай Кондратюк, который занял второе место в паре с доцентом МФТИ Василием Писаревым / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса
По центру — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Слева — Марко Гальвани Куна из команды победителей, Университет Джонса Хопкинса, США. Справа — научный сотрудник Московского физико-технического института Николай Кондратюк, который занял второе место в паре с доцентом МФТИ Василием Писаревым / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса

«Все команды предсказывали вязкость вслепую, то есть без опоры на данные эксперимента, — рассказывает первый автор исследования Николай Кондратюк, научный сотрудник лаборатории суперкомпьютерных методов в физике конденсированного состояния МФТИ.

— На ежегодном съезде инженеров-химиков в Питтсбурге один из организаторов конкурса Скотт Бейр раскрыл результаты своего эксперимента, и оказалось, что в точности предсказаний мы с Василием Писаревым уступили только команде из Университета Джонса Хопкинса».

Российский коллектив предсказал значения вязкости при давлении до пяти тысяч атмосфер, которые сошлись с экспериментальными измерениями в пределах погрешности последних (3%). При дальнейшем увеличении давления ошибка модели постепенно растет. Компьютерное моделирование промышленных жидкостей — важная альтернатива экспериментам.

Немногие лаборатории в мире могут позволить себе реальные измерения при давлении до 10 тысяч атмосфер. Между тем такие значения достигаются, например, в подшипниках (рисунок 1) и зубчатых передачах паровых турбин и двигателей самолетов. Поэтому индустрии нужны данные о том, как технические жидкости ведут себя в таких условиях.

Рисунок 1. Пока не превышена критически высокая вязкость, смазка предотвращает прямой контакт металлических деталей и износ. Поскольку в мощных современных турбинах и двигателях могут достигаться давления в тысячи атмосфер, инженерам нужно понимать, как ведут себя молекулы смазки в таких экстремальных условиях / ©Пресс-служба МФТИ / @tsarcyanide
Рисунок 1. Пока не превышена критически высокая вязкость, смазка предотвращает прямой контакт металлических деталей и износ. Поскольку в мощных современных турбинах и двигателях могут достигаться давления в тысячи атмосфер, инженерам нужно понимать, как ведут себя молекулы смазки в таких экстремальных условиях / ©Пресс-служба МФТИ / @tsarcyanide

«Компании стремятся получать быстрые результаты, перебирая варианты веществ не в лаборатории, а в компьютерных симуляциях, — поясняет Кондратюк. — Это особенно важно при дизайне смазок, когда перебирают сотни комбинаций разных смазочных веществ. Производителям выгоднее не держать большой штат ученых, а собирать данные об успешности разных моделей в рамках таких конкурсов и использовать их в расчетах».

Ресурсов даже суперкомпьютера хватает, чтобы смоделировать поведение молекул вещества только на коротких промежутках времени — порядка микросекунды. Чтобы получить результаты, сопоставимые с реальным экспериментом, нужно провести экстраполяцию, то есть распространить предсказание модели на более широкий диапазон данных. Это можно делать двумя разными способами.

Слева — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Справа — Николай Кондратюк, призер конкурса, научный сотрудник Московского физико-технического института / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса
Слева — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Справа — Николай Кондратюк, призер конкурса, научный сотрудник Московского физико-технического института / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса

«Сначала мы экстраполировали результаты неравновесного метода, как и другие команды, — добавил Кондратюк. — Но потом проверили равновесный метод, и оказалось, что он работает во всем диапазоне давлений. В итоге мы использовали именно его». Помимо пользы для производства, проверка моделей представляет интерес для фундаментальной науки. Таким образом уточняется понимание устройства вещества и физики взаимодействия составляющих его частиц.

Российский коллектив выполнил вычисления в рамках модели межатомного взаимодействия COMPASS из одной тысячи молекул на суперкомпьютерах ОИВТ РАН «Десмос» и «Фишер», приобретенных в рамках гранта Российского научного фонда.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Сегодня, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

7 часов назад
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

Сегодня, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно