• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31.03.2023, 10:43
МГППУ
325

Российские ученые узнали, что помогает студентам принять цифровизацию в обучении и оставаться счастливыми

❋ 4.5

Студенты успешно учатся в цифровой образовательной среде вуза, если испытывают переживания удовольствия при отсутствии переживания усилия. Если цифровая среда вуза построена не совсем так, чтобы максимально облегчить жизнь студентов, то, как показали ученые из МГППУ и БГПУ, придется задействовать ресурсы саморегуляции.

Российские ученые узнали, что помогает студентам принять цифровизацию в обучении и оставаться счастливыми / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Не секрет, что в образовательный процесс в высшей школе повсеместно внедряются цифровые технологии, причем это происходит не только при переходе на дистанционное или смешанное обучение. Даже при обычном очном обучении все больше и больше в учебном процессе становится задействована так называемая цифровая образовательная среда — ЦОС.

ЦОС — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Она включает множество элементов, которые уже давно знакомы многим студентам: это и вебинарные оболочки для коммуникации участников образовательного процесса в дистанционном формате (Zoom, Cisco Webex, Google Meet, Microsoft Teams или так далее), и инструменты проверки оригинальности квалификационных студенческих работ и научных текстов (например, Антиплагиат), и электронная библиотеки вуза, и электронные учебные курсы, размещенные на цифровых платформах на основе систем управления учением (Learning management system, LMS), например, Moodle, Coursera, Stepik или других платформах, и многое другое. Часто студенты используют все эти компоненты и даже не подозревают, что работают в цифровой образовательной среде.

При этом не все студенты позитивно и с радостью принимают перемещение процесса обучения в цифровую образовательную среду. «Цифровизация часто встречает психологическое сопротивление и непринятие – активируются так называемые барьеры второго порядка, а это мешает обучению, – отмечает Мария Одинцова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ, – поэтому так важно знать, какие именно личностные характеристики и внутренние ресурсы студентов могут стать факторами принятия или непринятия цифровой образовательной среды».

В исследовании, посвященном определению этих личностных характеристик и ресурсов, приняли участие более полутора тысяч студентов из разных вузов России и Беларуси. Результаты этой большой работы позволили выделить важнейшие факторы принятия цифровой образовательной среды для обеих выборок. «Это оказались переживания в учебной деятельности: переживание удовольствия при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к принятию цифровой образовательной среды, – сообщают Марина Сорокова, доктор педагогических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, и Наталия Радчикова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра PsyDATA. – В качестве важных элементов принятия цифровой образовательной среды также выделяются различные ресурсы саморегуляции: моделирование значимых условий достижения целей, оценивание результатов и программирование действий, а для белорусской выборки еще и настойчивость».

Таким образом, исследование показало, что основными факторами являются не личностные черты обучающегося, а те переживания, которые он испытывает во время учебной деятельности и некоторые структурные компоненты саморегуляции. Сходные по качеству и структуре модели для двух разных стран позволяют подтвердить надежность полученных результатов.

Похожее исследование было проведено в МГППУ (более 400 участников). В нем, кроме перечисленных выше характеристик и ресурсов, изучалась учебная мотивация, адаптированности студентов к учебному процессу и к своей учебной группе, а также механизму отчуждения моральной ответственности.

«Результаты показали сходную картину, – рассказывают исследователи Мария Одинцова, Наталия Радчикова и Марина Сорокова, – важнее всего оказались переживания в учебной деятельности. Некоторое положительное влияние имеет также мотивация достижения и мотивация самоуважения. Таким образом, если студентам недостаточно позитивных переживаний в учебной деятельности, они могут восполнить это стремлением к успеху в учебной деятельности, стремлением доказать себе свою эффективность как успешного деятеля, обладающего компетентностью, способного и достойного уважения, а также способностями к саморегуляции».

Возникает вопрос: а зачем вообще принимать эту самую цифровую образовательную среду и преодолевать барьеры? Разве и так мало в жизни трудностей? Оказывается, те студенты, которые хорошо адаптировались как к учебной группе, так и к учебной деятельности, а также имеют положительное отношение к ЦОС (то есть принимают ЦОС), имеют более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Это показали результаты еще одного исследования. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

10 декабря, 13:58
Андрей Серегин

Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.

10 декабря, 17:17
ФизТех

Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно