Российские ученые открыли новый вид цианобактерий на Шпицбергене — Naked Science
КНЦ РАН

Российские ученые открыли новый вид цианобактерий на Шпицбергене

4.2

Специалисты Кольского научного центра РАН совместно с коллегами из США описали новый для науки вид цианобактерий — Nodosilinea svalbardensis Davydov et Shalygin. Его обнаружили на архипелаге Шпицберген, а также выяснили, что он, вероятно, встречается и в других местах, например, в Германии.

Новый вид цианобактерий под микроскопом / ©Пресс-служба КНЦ РАН

Интегративное исследование, проведенное с помощью морфологических и молекулярно-генетических методов, позволило проанализировать разнообразие видов цианопрокариот из рода Nodosilinea. Были выявлены морфологические признаки, позволяющие проводить идентификацию видов этого рода, и при помощи световой микроскопии, составлен ключ для определения.

На основе анализа чистой культуры, выделенной из речных песчаных наносов на архипелаге Шпицберген, описан новый для науки вид Nodosilinea svalbardensis Davydov et Shalygin. Научная статья коллектива ученых из Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н. А. Аврорина КНЦ РАН и Университета Нью-Мексико (США) вышла в высокорейтинговом международном журнале Phytotaxa.

Место обнаружения нового вида цианобактерий / ©Пресс-служба КНЦ РАН

В силу особенностей анатомо-морфологической организации цианопрокариот методы традиционной систематики часто оказываются несостоятельными при дифференциации морфологически сходных таксонов, которые генетически могут быть достаточно хорошо обособлены.

Место обнаружения нового вида цианобактерий / ©Пресс-служба КНЦ РАН

А вот молекулярно-генетический подход — это надежный дополнительный инструмент, позволяющий очерчивать объем таксонов, разграничивать морфологически близкие виды и уточнять их таксономический статус на основе анализа последовательностей ДНК.

Nodosilinea svalbardensis Davydov et Shalygin / ©Пресс-служба КНЦ РАН

Ранее виды рода Nodosilinea рассматривали в рамках гетерогенного рода Leptolyngbya на основании простого нитчатого строения и наличия слизистых чехлов. Характерная черта видов этого рода — способность к формированию специфических выростов нити – узелков. От латинского слова nodula – «узелок» – и было дано название рода.

На основании информации о последовательностях генов, присутствующих в мировой базе данных GenBank, удалось установить, что Нодозилинея свальбардская встречается и в других местах. В частности, организмы с похожими генами ранее были обнаружены в карстовом ручье в Германии.