18 марта
НИУ ВШЭ
1 083

Исследователи Института когнитивных нейронаук ВШЭ показали, как меняется работа мозга в зависимости от того, с общими или с частными природными ресурсами имеет дело человек. Существенную роль в этом играет так называемый центр удовольствия — вентральный стриатум.

Реакции мозга оказались разными в зависимости от того, с частными или общими ресурсами мы имеем дело / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience. В некоторых частях океана запасы промысловых видов рыб сократились на 95 процентов, на частных же рыбных фермах живность не переводится. Почему люди не задумываясь уничтожают общие природные ресурсы, но трепетно заботятся о своих частных владениях? Международный коллектив исследователей попробовали прояснить мозговые механизмы этого парадоксального пренебрежения общественными интересами.

Исследователи (в команду которых вошли ученые из Института когнитивных нейронаук ВШЭ) комбинировали нейробиологический, экономический и математический подходы. Используя магнитно-резонансную томографию, они просканировали 50 испытуемых, которые участвовали в экономической игре. Компьютерная игра имитировала рыбную ловлю либо в личном водоеме, либо в общественном озере.

Численность рыбы в озере менялась в зависимости от размера сетей, используемых игроком. Участники игры могли продать выловленную рыбу и получить за нее реальное денежное вознаграждение. Также игрок сталкивался или с естественной миграцией рыбы (в частном озере), или с ее выловом другими рыбаками (в общественном озере). Исследователи выясняли, как реагирует наш мозг на сокращение численности рыбы в общественном и в частном водоеме.

Сканирование показало, что резкое сокращение рыбы в озере подавляло активность вентрального стриатума — области мозга, которая из-за высокого содержания в ней нейромедиатора дофамина иногда именуется центром удовольствия.

Таким образом, для нашего мозга сокращение природного ресурса — событие неприятное, и активность центра удовольствия резко подавляется. Однако более углубленный анализ показал, что центр удовольствия в нашем мозге по-разному реагирует на сокращение частного и общественного ресурсов. Когда испытуемые ловили рыбу в собственном озере, активность нейронов в центре удовольствия скорее отслеживала оптимальное число рыбы в озере, что позволяло ее сберечь. Поэтому, когда во время эксперимента участники наблюдали резкое уменьшение рыбы в собственном озере, они начинали сокращать лов.

А вот во время рыбалки в общественном озере та же область мозга следила совсем за другим — за тем, насколько больше рыбы вылавливали соперники. А потому, если испытуемые видели, как в общественном водоеме рыба исчезает из-за чрезмерного вылова соперниками, они, наоборот, действовали еще активнее, быстро уничтожая весь ресурс.

Активность мозга свидетельствует о том, что именно сравнение своего дохода с доходами окружающих — наша зависть — усиливает уничтожение общественного ресурса. В 1968 году Гарретт Хардин описал типичную шотландскую общину фермеров, в которой общественное пастбище разрушалось из-за чрезмерного использования.

Каждому фермеру выгодно пасти свой скот на общественной земле как можно чаще, увеличивая собственный доход. К сожалению, и сегодня люди приводят такие общие природные ресурсы в негодность. Наши результаты показали: работа мозга меняется в зависимости от того, с общими или с частными природными ресурсами мы имеем дело. Важно понимать тонкие механизмы склонности людей чрезмерно эксплуатировать природные ресурсы. Возможно, это позволит продумать меры по их сохранению.