• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.03.2022
НИУ ВШЭ
1 117

В ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения

4.6

Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с первого по пятый класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения.

Во ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia. Подробнее — в материале IQ.HSE. В исследовании приняли участие школьники с первого по пятый класс: 72 ребенка из группы нормы и 72 — с подозрением на дислексию. Сначала дети в течение минуты читали вслух текст из Стандартизированной методики исследования навыков чтения и отвечали на 10 вопросов по содержанию текста. По результатам этого теста они определялись в группу нормы или группу с подозрением на дислексию.

Затем участники читали про себя 30 предложений из детского подкорпуса Русского корпуса предложений. Во время чтения с экрана компьютера движения их глаз записывались с помощью айтрекера Eyelink. Анализ движений глаз включал как глазодвигательные параметры на уровне обработки слов (средняя длительность фиксаций на словах, их количество, общее время прочтения предложений и количество перечитываний слов), так и глобальный рисунок чтения всего предложения (сканпаф). Такой рисунок представляет собой график, где по оси X расположен порядковый номер слова в предложении, а по оси Y — время с момента появления предложения.

Длительность фиксаций на слове и общее время прочтения показали, что в группе риска дислексии детям требуется больше времени на прочтение, чем детям с типичным развитием навыка чтения. В то же время независимо от наличия или отсутствия дислексии обе группы показывали прогресс в чтении по мере взросления. Так, с возрастом длительность первой фиксации и всех фиксаций на слове уменьшается, то есть скорость чтения увеличивается. В отличие от типично развивающегося навыка чтения, при риске дислексии дети меньше пропускают слова, в том числе короткие (предлоги, союзы), и обычно делают фиксации на каждом слове.

Пять паттернов чтения / ©Пресс-служба НИУ ВШЭ

Анализ глобальных рисунков чтения показал, что чтение всех участников в целом можно описать с помощью пяти паттернов. Первые три паттерна (первые три графика слева) характеризуются беглым чтением с пропуском слов и маленьким количеством регрессий (перечитываний). Между собой эти паттерны различаются лишь скоростью чтения. Четвертый паттерн отличают не только более длительные фиксации, но и меньшее количество случаев пропуска слов, а также множественное перечитывание слов. Наконец, пятый паттерн показывает еще более длительные фиксации и перечитывания не только отдельных слов, но и всего предложения целиком.

Авторы статьи подчеркивают, что паттерн чтения необязательно отражает класс, в котором учится ребенок (то есть не стоит проводить аналогию «5 классов = 5 паттернов»). Дети без нарушения чтения достаточно быстро проходят этапы формирования навыка чтения, демонстрируя улучшения с каждым годом и быстрый переход от паттерна начинающего к паттерну беглого чтения. У их сверстников с подозрением на дислексию развитие паттернов чтения с взрослением происходит медленнее, примерно с трехлетней задержкой.

Например, в течение трех лет со второго по четвертый класс включительно школьники с подозрением на дислексию читают преимущественно по третьему (верхнему промежуточному) паттерну чтения. Качественный переход ко второму паттерну более беглого чтения наблюдается среди них лишь в пятом классе. Беглого уровня чтения (первый паттерн) они, вероятно, достигают уже в средней школе.

«Наше исследование открывает возможности для практического применения: при накоплении большего количества материала возможно предсказание трудностей чтения по данным чтения всего 30 предложений про себя. На основании их специалисты смогут также соответствующим образом корректировать развитие чтения», — считает автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Паршина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
11 часов назад
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

Позавчера, 12:15
ЮУрГУ

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».

Вчера, 08:22
Михаил Орлов

Долгое время ученые не могли понять, как среди бедной почвы бассейна Амазонки появились небольшие участки черной плодородной земли. Из нового исследования следует, что аборигены Америки создали их намеренно. Они целенаправленно собирали и перерабатывали органику, чтобы улучшить возделываемую почву.

11 часов назад
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

21 сентября
Дарья

Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).

Позавчера, 12:15
ЮУрГУ

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

20 сентября
Ольга Иванова

Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: