• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.03.2022
НИУ ВШЭ
1 165

В ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения

4.6

Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с первого по пятый класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения.

Во ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения / ©Getty images / Автор: Павел Сорокин

Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia. Подробнее — в материале IQ.HSE. В исследовании приняли участие школьники с первого по пятый класс: 72 ребенка из группы нормы и 72 — с подозрением на дислексию. Сначала дети в течение минуты читали вслух текст из Стандартизированной методики исследования навыков чтения и отвечали на 10 вопросов по содержанию текста. По результатам этого теста они определялись в группу нормы или группу с подозрением на дислексию.

Затем участники читали про себя 30 предложений из детского подкорпуса Русского корпуса предложений. Во время чтения с экрана компьютера движения их глаз записывались с помощью айтрекера Eyelink. Анализ движений глаз включал как глазодвигательные параметры на уровне обработки слов (средняя длительность фиксаций на словах, их количество, общее время прочтения предложений и количество перечитываний слов), так и глобальный рисунок чтения всего предложения (сканпаф). Такой рисунок представляет собой график, где по оси X расположен порядковый номер слова в предложении, а по оси Y — время с момента появления предложения.

Длительность фиксаций на слове и общее время прочтения показали, что в группе риска дислексии детям требуется больше времени на прочтение, чем детям с типичным развитием навыка чтения. В то же время независимо от наличия или отсутствия дислексии обе группы показывали прогресс в чтении по мере взросления. Так, с возрастом длительность первой фиксации и всех фиксаций на слове уменьшается, то есть скорость чтения увеличивается. В отличие от типично развивающегося навыка чтения, при риске дислексии дети меньше пропускают слова, в том числе короткие (предлоги, союзы), и обычно делают фиксации на каждом слове.

Пять паттернов чтения / ©Пресс-служба НИУ ВШЭ

Анализ глобальных рисунков чтения показал, что чтение всех участников в целом можно описать с помощью пяти паттернов. Первые три паттерна (первые три графика слева) характеризуются беглым чтением с пропуском слов и маленьким количеством регрессий (перечитываний). Между собой эти паттерны различаются лишь скоростью чтения. Четвертый паттерн отличают не только более длительные фиксации, но и меньшее количество случаев пропуска слов, а также множественное перечитывание слов. Наконец, пятый паттерн показывает еще более длительные фиксации и перечитывания не только отдельных слов, но и всего предложения целиком.

Авторы статьи подчеркивают, что паттерн чтения необязательно отражает класс, в котором учится ребенок (то есть не стоит проводить аналогию «5 классов = 5 паттернов»). Дети без нарушения чтения достаточно быстро проходят этапы формирования навыка чтения, демонстрируя улучшения с каждым годом и быстрый переход от паттерна начинающего к паттерну беглого чтения. У их сверстников с подозрением на дислексию развитие паттернов чтения с взрослением происходит медленнее, примерно с трехлетней задержкой.

Например, в течение трех лет со второго по четвертый класс включительно школьники с подозрением на дислексию читают преимущественно по третьему (верхнему промежуточному) паттерну чтения. Качественный переход ко второму паттерну более беглого чтения наблюдается среди них лишь в пятом классе. Беглого уровня чтения (первый паттерн) они, вероятно, достигают уже в средней школе.

«Наше исследование открывает возможности для практического применения: при накоплении большего количества материала возможно предсказание трудностей чтения по данным чтения всего 30 предложений про себя. На основании их специалисты смогут также соответствующим образом корректировать развитие чтения», — считает автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Паршина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 17:55
Наталия Лескова

Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.

20 ноября
Березин Александр

Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.

Вчера, 07:27
Полина Меньшова

Люди не заканчивают играть в детстве: во взрослом возрасте игры позволяют им не только весело провести свободное время или чему-то научиться, но и лучше узнать друг друга или заключить сделку. Подобное социальное игровое поведение считалось редкостью у взрослых особей других видов, однако международная команда ученых обнаружила регулярные игры на протяжении всей жизни у шимпанзе.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

19 ноября
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

18 ноября
Юлия Трепалина

Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно