Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения
Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с первого по пятый класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения.
Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia. Подробнее — в материале IQ.HSE. В исследовании приняли участие школьники с первого по пятый класс: 72 ребенка из группы нормы и 72 — с подозрением на дислексию. Сначала дети в течение минуты читали вслух текст из Стандартизированной методики исследования навыков чтения и отвечали на 10 вопросов по содержанию текста. По результатам этого теста они определялись в группу нормы или группу с подозрением на дислексию.
Затем участники читали про себя 30 предложений из детского подкорпуса Русского корпуса предложений. Во время чтения с экрана компьютера движения их глаз записывались с помощью айтрекера Eyelink. Анализ движений глаз включал как глазодвигательные параметры на уровне обработки слов (средняя длительность фиксаций на словах, их количество, общее время прочтения предложений и количество перечитываний слов), так и глобальный рисунок чтения всего предложения (сканпаф). Такой рисунок представляет собой график, где по оси X расположен порядковый номер слова в предложении, а по оси Y — время с момента появления предложения.
Длительность фиксаций на слове и общее время прочтения показали, что в группе риска дислексии детям требуется больше времени на прочтение, чем детям с типичным развитием навыка чтения. В то же время независимо от наличия или отсутствия дислексии обе группы показывали прогресс в чтении по мере взросления. Так, с возрастом длительность первой фиксации и всех фиксаций на слове уменьшается, то есть скорость чтения увеличивается. В отличие от типично развивающегося навыка чтения, при риске дислексии дети меньше пропускают слова, в том числе короткие (предлоги, союзы), и обычно делают фиксации на каждом слове.
Анализ глобальных рисунков чтения показал, что чтение всех участников в целом можно описать с помощью пяти паттернов. Первые три паттерна (первые три графика слева) характеризуются беглым чтением с пропуском слов и маленьким количеством регрессий (перечитываний). Между собой эти паттерны различаются лишь скоростью чтения. Четвертый паттерн отличают не только более длительные фиксации, но и меньшее количество случаев пропуска слов, а также множественное перечитывание слов. Наконец, пятый паттерн показывает еще более длительные фиксации и перечитывания не только отдельных слов, но и всего предложения целиком.
Авторы статьи подчеркивают, что паттерн чтения необязательно отражает класс, в котором учится ребенок (то есть не стоит проводить аналогию «5 классов = 5 паттернов»). Дети без нарушения чтения достаточно быстро проходят этапы формирования навыка чтения, демонстрируя улучшения с каждым годом и быстрый переход от паттерна начинающего к паттерну беглого чтения. У их сверстников с подозрением на дислексию развитие паттернов чтения с взрослением происходит медленнее, примерно с трехлетней задержкой.
Например, в течение трех лет со второго по четвертый класс включительно школьники с подозрением на дислексию читают преимущественно по третьему (верхнему промежуточному) паттерну чтения. Качественный переход ко второму паттерну более беглого чтения наблюдается среди них лишь в пятом классе. Беглого уровня чтения (первый паттерн) они, вероятно, достигают уже в средней школе.
«Наше исследование открывает возможности для практического применения: при накоплении большего количества материала возможно предсказание трудностей чтения по данным чтения всего 30 предложений про себя. На основании их специалисты смогут также соответствующим образом корректировать развитие чтения», — считает автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Паршина.
Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.
При помощи численного моделирования электромагнитных, механических и акустических процессов компания Tectonic Audio Labs создала современный динамик со сбалансированным излучателем (технология balanced mode radiator, или BMR). Динамик был использован в гарнитуре виртуальной реальности (VR) для корпорации Valve и теперь считается золотым стандартом для VR-аудио.
Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.
Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.
Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.
Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.
Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.
С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.
Авторы нового исследования составили таблицу ожидаемой продолжительностью жизни для собак 18 чистокровных пород и метисов. Кроме того, они узнали, кто живет дольше — суки или кобели, кастрированные или нет.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии