Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ВШЭ узнали, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без нарушения чтения
Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с первого по пятый класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения.
Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia. Подробнее — в материале IQ.HSE. В исследовании приняли участие школьники с первого по пятый класс: 72 ребенка из группы нормы и 72 — с подозрением на дислексию. Сначала дети в течение минуты читали вслух текст из Стандартизированной методики исследования навыков чтения и отвечали на 10 вопросов по содержанию текста. По результатам этого теста они определялись в группу нормы или группу с подозрением на дислексию.
Затем участники читали про себя 30 предложений из детского подкорпуса Русского корпуса предложений. Во время чтения с экрана компьютера движения их глаз записывались с помощью айтрекера Eyelink. Анализ движений глаз включал как глазодвигательные параметры на уровне обработки слов (средняя длительность фиксаций на словах, их количество, общее время прочтения предложений и количество перечитываний слов), так и глобальный рисунок чтения всего предложения (сканпаф). Такой рисунок представляет собой график, где по оси X расположен порядковый номер слова в предложении, а по оси Y — время с момента появления предложения.
Длительность фиксаций на слове и общее время прочтения показали, что в группе риска дислексии детям требуется больше времени на прочтение, чем детям с типичным развитием навыка чтения. В то же время независимо от наличия или отсутствия дислексии обе группы показывали прогресс в чтении по мере взросления. Так, с возрастом длительность первой фиксации и всех фиксаций на слове уменьшается, то есть скорость чтения увеличивается. В отличие от типично развивающегося навыка чтения, при риске дислексии дети меньше пропускают слова, в том числе короткие (предлоги, союзы), и обычно делают фиксации на каждом слове.
Анализ глобальных рисунков чтения показал, что чтение всех участников в целом можно описать с помощью пяти паттернов. Первые три паттерна (первые три графика слева) характеризуются беглым чтением с пропуском слов и маленьким количеством регрессий (перечитываний). Между собой эти паттерны различаются лишь скоростью чтения. Четвертый паттерн отличают не только более длительные фиксации, но и меньшее количество случаев пропуска слов, а также множественное перечитывание слов. Наконец, пятый паттерн показывает еще более длительные фиксации и перечитывания не только отдельных слов, но и всего предложения целиком.
Авторы статьи подчеркивают, что паттерн чтения необязательно отражает класс, в котором учится ребенок (то есть не стоит проводить аналогию «5 классов = 5 паттернов»). Дети без нарушения чтения достаточно быстро проходят этапы формирования навыка чтения, демонстрируя улучшения с каждым годом и быстрый переход от паттерна начинающего к паттерну беглого чтения. У их сверстников с подозрением на дислексию развитие паттернов чтения с взрослением происходит медленнее, примерно с трехлетней задержкой.
Например, в течение трех лет со второго по четвертый класс включительно школьники с подозрением на дислексию читают преимущественно по третьему (верхнему промежуточному) паттерну чтения. Качественный переход ко второму паттерну более беглого чтения наблюдается среди них лишь в пятом классе. Беглого уровня чтения (первый паттерн) они, вероятно, достигают уже в средней школе.
«Наше исследование открывает возможности для практического применения: при накоплении большего количества материала возможно предсказание трудностей чтения по данным чтения всего 30 предложений про себя. На основании их специалисты смогут также соответствующим образом корректировать развитие чтения», — считает автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Паршина.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.
Компания, контролирующая основную часть спутников и подавляющее большинство космических полетов человечества, неожиданно потратила 17 миллиардов долларов на выкуп частот, которые и так могли попасть ей в руки через несколько месяцев. Смысл этого шага не столько в том, чтобы облегчить себе экспансию, а больше в том, чтобы лишить других игроков возможности полноценной конкуренции.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.
Для разрыва связи между атомами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.
Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии