• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.09.2023
ПНИПУ
578

Разработка Пермского Политеха сократит количество аварий на платных дорогах

4.5

Автомобильный транспорт – одна из основных отраслей экономики и неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры нашей страны. Безопасность движения на таких дорогах достигается, в том числе благодаря прогнозированию и предупреждению возникновения аварий. Но существующие методы выявления опасных участков несовершенны. Для повышения точности и удобства прогнозирования аварий на платных дорогах ученые ПНИПУ предложили использовать метод линейной регрессии – анализировать данные при помощи математического уравнения.

Разработка Пермского Политеха сократит количество аварий на платных дорогах
Разработка Пермского Политеха сократит количество аварий на платных дорогах / © Getty images / Автор: Андрей Чернов

Исследование опубликовано в журнале «Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика», №2, 2023. Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Число платных дорог в России неуклонно растет: если в начале 2021 года их протяженность составляла 1671,9 километров, то в 2022-м она достигла 2024. Увеличивается и прибыль: средний годовой доход от одного километра платной автомобильной дороги в том году может составить порядка 18,4 миллионов рублей, а к 2025 году – вырасти до 21 миллиона.

Для снижения количества дтп и увеличения безопасности движения на участках платных дорог круглосуточно работает система видеонаблюдения, а также служба аварийных комиссаров. Они оперативно оказывают первую помощь пострадавшим, техническую помощь (замена колеса, дозаправка транспортного средства или его буксировка до ближайшего безопасного места), вызывают на место происшествия сотрудников экстренных служб и так далее.

Кроме того, для повышения безопасности улично-дорожной сети в целом и на платных дорогах в частности применяются методы оценки безопасности и выявления аварийно-опасных участков. Ученые Пермского Политеха проанализировали их и выделили слабые стороны.

Метод статистического анализа данных предполагает сбор и анализ большого массива информации о дорожных условиях, организации движения, интенсивности и составе потока, составление схемы участка и выявление причин возникновения дтп. Применение этого метода требует больших затрат времени, целесообразнее использовать его при проектировании автомобильных дорог или их масштабной реконструкции.

Метод коэффициентов безопасности представляет собой подсчет отношения максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобиля на этот участок. Данный метод учитывает лишь передвижение одиночного автомобиля и слабо подходит для анализа безопасности на платных дорогах с высокой интенсивностью движения.

Метод коэффициентов аварийности заключается в следующем. Коэффициент аварийности определяется исходя из исследования плана и профиля автомобильной дороги с последующим перемножением частных коэффициентов. Такой метод не рассматривает реальные причины возникновения дтп и не увязан со статистикой пострадавших и погибших.

Для сокращения времени, необходимого для составления прогноза, и получения более точных результатов ученые ПНИПУ предложили использовать линейную регрессию. Чтобы составить уравнение линейной регрессии, политехники проанализировали данные ГИБДД и МВД о дорожно-транспортных происшествиях и выявили основные причины их возникновения: нарушения правил дорожного движения (36,5 процента), несоблюдение дистанции (23,8 процента), превышение скорости (20,4 процента), а также погодные условия и столкновения с животными на дороге (9,2 процента).

Прогнозируемое число аварий ученые ПНИПУ приняли за зависимую переменную х, а причины возникновения дтп – за коэффициенты регрессии, влияющие на значения независимых переменных (они определяют, чему равняется х). Результатом проведенных расчетов стало выведение линейного уравнения, определяющего прогнозируемое число дтп на сети платных дорог в 2023 году.

Разработанный учеными ПНИПУ метод универсален, поскольку для проведения расчета требует лишь подстановки в уравнение актуальных данных о количестве аварий за прошлые годы и силе влияния факторов риска. Он полезен не только для исследования частоты дтп на платных дорогах в целом, но и при прогнозировании происшествий на отдельных участках. Это, в свою очередь, поможет определить наиболее аварийно-опасные участки платных дорог.

«Для ускорения получения результатов данный способ может быть автоматизирован при помощи специализированных программ. А дальнейшие исследования позволят выявить переменные, которые оказывают наибольшее влияние на тяжесть дтп», – отмечает Альберт Бургонутдинов, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ.

Заблаговременное выявление опасных участков автомобильных дорог позволит своевременно осуществить действия по снижению влияния или нейтрализации факторов риска. Например, установка специального забора вдоль участка трассы, где часто появляются животные, уменьшит вероятность столкновения с ними, а размещение камер фиксации скорости будет мотивировать водителей соблюдать скоростной режим. Это повысит уровень безопасности движения и сократит число дтп. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 19:20
Березин Александр

Западные колонии финикийцев включали сильнейшую морскую державу древнего Средиземноморья — Карфаген. Его жители использовали финикийский язык и поклонялись соответствующим богам. Теперь генетики заявили, что практически все эти люди — не потомки финикийских колонистов. Происхождение их в связи с этим довольно загадочно.

Вчера, 21:01
Юлия Трепалина

В прошлых исследованиях о скулшутинге в Соединенных Штатах некоторые эксперты называли основной причиной случаев массовой стрельбы в учебных заведениях наличие большого количества легальных «стволов» на руках у людей. Но в подобных работах редко систематически анализировали роль огнестрельного оружия в жизни школьных стрелков. По мнению профессора социологии Энн Нассауер из Эрфуртского университета (Германия), эта деталь роднит большинство совершавших такого рода нападения в США.

Вчера, 14:46
Юлия Трепалина

Многие, наверное, слышали фразу «Между ними возникла „химия“». Поясняя смысл выражения, часто говорят, что любовная химия между мужчиной и женщиной — это нечто сложное и с трудом поддающееся определению. Однако ученые не любят такой неясности, поскольку она мешает исследовать явление. Недавно группа психологов с помощью опроса выяснила основные компоненты взаимного влечения в паре, которое принято называть романтической, или любовной, химией.

20 апреля
Полина Меньшова

Распространено мнение, что, чем чаще пара занимается сексом, тем сильнее каждый из партнеров доволен отношениями. Международная команда исследователей проверила этот тезис.

18 апреля
Игорь Байдов

В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.

18 апреля
Любовь

Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно