Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи выяснили, что конфликты между школьниками чаще происходят с третьего по седьмой класс
Психолог МГППУ узнала, что провоцирует школьные конфликты и в каком возрасте они случаются наиболее часто. Выяснилось и то, что случаи классического школьного буллинга с одной стабильной жертвой происходят довольно редко — чаще жертва отчасти сама провоцирует конфликт.
Представьте: в школе двое учеников подрались, разбив телефон или испортив вещи. Традиционный сценарий — применение дисциплинарных мер: вызов родителей, вынесение выговора, исключение из школы. Но что, если вместо наказания предложить им сесть за один стол и обсудить произошедшее? Именно так работают школьные службы примирения (ШСП) — практика, которая превращает конфликты в возможность для диалога. В московских школах данные службы работают более 15 лет. Екатерина Пастухова анализирует, кто и с какими темами чаще всего обращается в ШСП, какие типы восстановительных программ применяются чаще, а также то, за счет каких характеристик и механизмов развиваются навыки коммуникации участников.
Школьные службы примирения (ШСП) — это структурные подразделения, которые помогают детям, учителям и родителям решать конфликты без наказаний. Они используют восстановительный подход, то есть обсуждают ситуацию, чтобы сохранить мир и найти конструктивное решение.
Восстановительный подход — это парадигма разрешения конфликтов, основанная на диалоге, в котором все участники объясняют свою точку зрения, признают ошибки и вместе ищут пути исправления ситуации. В отличие от классических наказаний — маргинализирующих, карательных, изолирующих или игнорирующих — здесь важно восстановление отношений и чувства справедливости. Главная цель — создать условия для диалога, принятия ответственности, восстановления отношений.
К службе примирения может обратиться любой — ученик, родитель, учитель, представитель администрации, социальный педагог. На практике примерно половина обращений (46%) поступает от классных руководителей. К наиболее распространенным типам восстановительных программ относятся: «Восстановительная медиация» и «Круг сообщества». Программа «Восстановительная медиация» включает предварительные и примирительную встречи со сторонами и направлена на разрешение конфликтов. В ходе программы поднимаются вопросы причин произошедшего, обсуждаются чувства сторон, возможности заглаживания вреда, принятие ответственности за свои действия, обсуждается дальнейшее взаимодействие. В свою очередь, программа «Круг сообщества» может быть посвящена как конфликту в классе (между учениками или учениками и учителем), так и профилактике – обсуждению того, кто как видит свой класс и каким хотел бы его видеть в будущем.
ШСП предполагает участие третьей стороны — ведущего (медиатора). Он помогает участникам понять друг друга, выразить свои чувства и найти совместное решение. Медиатор не играет роль судьи, советчика или защитника одной из сторон. Его задача — создание безопасного пространства для диалога.
Качественное исследование 11 глубинных интервью с медиаторами и более 2 600 чек-листов с описанием проведенных программ показало, что чаще всего службы разбирают разовые конфликты — таких случаев около 57%. В то же время работа с разрешением длительного конфликтного взаимодействия встречается лишь в 18% случаев, профилактика занимает 17% практики, а обсуждение нарушающего поведения – 8%.
Контент-анализ материалов, посвященных работе школьных служб примирения, выявил широкий спектр тем и разновидностей конфликтов, с которыми они работают. Во-первых, часто встречаются случаи физической агрессии и ссор: драки бывают как без явного повода, так и во время игр, когда один из участников не воспринимает происходящее как безобидное.
Иногда поводом для конфликта становится даже пристальный взгляд или мелкие действия, например, добавление соли или масла в еду в школьной столовой с целью ее испортить. Во-вторых, службы регулярно разбирают ситуации оскорблений и ложных обвинений, в том числе касающиеся членов семьи, а также конфликты на национальной почве, где дети сталкиваются с дискриминацией или испытывают обиду из-за этнической принадлежности.
Еще одним распространенным видом конфликтов является вмешательство в личную собственность: кражи, порча вещей, когда кто-то берет чужие канцелярские принадлежности, телефон или одежду без разрешения; иногда вещи прячут или выбрасывают, вызывая у потерпевших сильные негативные эмоции. Во время драк нередко повреждаются предметы, например, очки или одежда. Помимо этого, службы примирения сталкиваются с проблемами, связанными с отношениями внутри школьных коллективов: появление нового ученика, споры за лидерство, попытки дразнить для провокации реакции, а также ситуации, когда кого-то намеренно исключают из игры или группы.
Не редки и конфликты, связанные с разрушением дружбы и борьбой за социальное признание: группы учеников могут объединяться против отдельного человека, что наносит серьезную эмоциональную травму и жертве, и коллективу в целом. Наконец, растет число конфликтов в интернет-пространстве — кибербуллинга, проявляющегося в обидных словах, оскорбительных мемах, исключении из групповых чатов или создании «чатов против кого-то». Часто используются анонимные приложения для угроз и оскорблений, распространяются фото- и видеозаписи с позорящими моментами без согласия участников.
Исследование показало некоторые важные тенденции. Во-первых, случаи классического буллинга, когда существует стабильная жертва и постоянный агрессор, встречаются достаточно редко. Чаще наблюдается смена ролей — ребенок, который долгое время ощущает себя жертвой и игнорирует окружение, может провоцировать других, раздражать и даже подстрекать обидчика, из-за чего последний срывается и проявляет агрессию. Такие отношения часто развиваются на протяжении нескольких лет, что создает сложную, многогранную динамику смены ролей жертвы и агрессора.
Во-вторых, наибольшее количество конфликтов приходится на период с третьего по седьмой класс. Начальные классы (3-5) характеризуются интенсивным изучением социальных границ и особенностей взаимодействия с окружающими, четвертый класс связан с формированием первых устойчивых групп, а пятый — с выделением отдельных индивидов внутри классного коллектива. Особое внимание эксперты уделяют пятому и седьмому классам — пятый связан с переходом из младшей в среднюю школу, а седьмой сопровождается гормональными изменениями, что усиливает эмоциональную нестабильность и может провоцировать рост конфликтности. Эти наблюдения помогают службам примирения более точно подбирать методы работы и предупреждать эскалацию конфликтов в критические периоды развития школьников.
Медиаторы отмечают, что в ходе таких программ дети учатся слышать друг друга, выражать эмоции словами, признавать свои ошибки и брать ответственность за последствия. Они начинают понимать, что любой конфликт — это возможность учиться и расти. Это помогает снизить агрессию, улучшить атмосферу в классе и школе в целом. Традиционные наказания часто приводят к отчуждению, чувству несправедливости и повторным конфликтам, так как не учат понимать и решать причины ссор. Восстановительный подход же создает условия для сотрудничества и уважения, избегает изоляции и стигматизации участников.
ШСП — это современная, гуманная и эффективная практика, направленная на улучшение школьной жизни через диалог и взаимную ответственность. Они помогают не просто решать конкретные конфликты, а формировать у всех сопричастных навыки мирного общения и социального взаимодействия, что важно для успешной социализации и гармоничного развития личности. Этот опыт подтверждает, что переход от наказания к диалогу — это шаг к более здоровой и дружелюбной школьной среде, где каждая ссора становится новым важным опытом, а не источником страха или обиды.
Работа опубликована в журнале «Социальная психология и общество».
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Вот уже почти два месяца Департамент охраны окружающей среды штата Нью-Йорк (NYS DEC) не пускает туристов на популярный маршрут в одном из лесных заповедников в Адирондакских горах (США). Виной всему — крупный самец лося, который с начала лета обосновался рядом с тропой и никуда не уходит. За животным наблюдают, но пока причины необычного поведения остаются неизвестными.
В эксперименте ученые проследили за физиологическими реакциями при просмотре видео с музыкальным сопровождением, созданным нейросетями либо людьми. Результаты показали, что по эмоциональному воздействию ИИ-композиции могут сравниться с человеческими.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Бывает, что люди упорствуют в поведении, которое им вредит, даже когда негативные последствия кажутся очевидными. В новом исследовании австралийские специалисты выявили когнитивный механизм, помогающий объяснить причины деструктивного поведения, связанного, к примеру, с азартными играми, пьянством или наркоманией.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии