14.02.2023
СПбГУ
1 618

Почвоведы СПбГУ реконструировали погодные условия Северного Кавказа в эпоху среднего палеолита

4.6

Ученые Санкт-Петербургского университета в составе научной группы провели анализ палеопочв в Адыгее и определили, какие климатические условия были на этой территории в период проживания двух последних волн неандертальцев. Выяснилось, что в начале последней ледниковой эпохи, на Северо-Западе Кавказа произошло резкое изменение биоклиматических условий, что привело к оставлению стоянки древним человеком в условиях экологического стресса.

Кадр из к/ф «Последний неандерталец» / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports. Стоянка «Хаджох-2» в Республике Адыгея – редкий археологический памятник под открытым небом, появившийся около 120-45 тысяч лет назад и сохранившийся до наших дней. Установлено, что люди жили на территории этой стоянки четыре раза, два из которых можно считать продолжительными. Эти волны относятся к периодам 120-100 тысяч лет назад и 60-45 тысяч лет назад. Петербургские и адыгейские археологи обнаружили на территории данного памятника орудия каменного века, кости животных, после чего направили почвоведам СПбГУ на изучение образцы почв данного памятника.

«Предмет интереса археологов – вещественные следы деятельности человека в прошлом, сохранившиеся в культурных слоях. А для нас, почвоведов, интересно изучение состояния почвы, которая может многое сказать об условиях жизни людей в ту эпоху. Совместив полученные археологами данные с результатами нашего исследования, мы можем получить наиболее полную картину жизни людей в определенный период времени. Мы проанализировали отобранные на стоянке «Хаджох-2» фрагменты палеопочв, изучили строение и свойства сохранившихся горизонтов их профилей, особенности морфологического строения на разных иерархических уровнях, включая мезо- и микроморфологию», объяснил исполняющий обязанности заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ Алексей Русаков.

Образцы почв памятника «Хаджох-2» / ©Изображение предоставлено Алексеем Русаковым

Как объяснил ученый, анализ строения почвы, относящееся к периодам жизни человека на этой территории, позволяет предположить, что климат в этой зоне менялся, причем значительно. Если в «первую волну» освоения этих территорий (49 тыс. лет назад) климат был более аридный, то есть сухой, то в период второго прихода человека он сменился на более гумидный — влажный. При этом в период, когда наши предки покинули территорию и почти 50 тысяч лет не жили там, характеризуется резким похолоданием.

Получить эти данные удалось благодаря использованию комплекса междисциплинарных методов. Ученые использовали метод морфологического анализа почвы, то есть изучения ее состава по слоям, анализа физических и химических свойств, палеомагнитной восприимчивости почв, а также изучали цветовые характеристики и проводили спорпыльцевой анализ. Также был применен метод оптически стимулированной люминесценции, который позволяет определить время, когда минералы в составе почвы и отложений в последний раз были на поверхности, находились под воздействием солнечных лучей.

Общие выводы ученые делают на основании полноценного анализа пяти основных факторов почвообразования, которые выявил основоположник почвоведения универсант Василий Васильевич Докучаев (1883 год). К ним относятся: почвообразующая порода, климат, рельеф, организмы и время функционирования почвы. По этим факторам можно судить о процессах, происходивших в почве, и на основании этих данных делать выводы о свойствах почвы, зафиксированных в морфологическом строении почвенных профилей. Но работает этот процесс и наоборот, чем и воспользовались ученые в данном случае, определив климатические особенности по свойствам палеопочв.

Кроме того, ученые проверили магнитную восприимчивость палеопочв. В одной из верхних слоев, относящихся к периоду около 50 тысяч лет назад, было обнаружено увеличение величины этого параметра. Ученые предполагают, что это может быть связано с приносом вулканического пепла.