СПбГУ, Автор в Naked Science

Международный консорциум Telomere-to-Telomere, куда вошли ученые СПбГУ, опубликовал первую версию нового референсного генома человека. В ней впервые, при участии представителей университета, удалось расшифровать центромеры — участки ДНК с большим количеством повторов, составляющие около двух процентов всего генома. С помощью эталона ученые смогут найти больше связей между мутациями и болезнями, а значит — повысить эффективность различных видов лечения.

Международная группа ученых, в состав которой вошли представители Санкт-Петербургского университета, открыла новые род и вид клопа на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Его назвали Tatupa grafei и отнесли к семейству слепняков. Перед спариванием самцы этого вида катаются на спине у самок.

Научный сотрудник кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Ирина Штангеева изучала способность пшеницы, а также пырея накапливать токсичные вещества. Оказалось, что оба растения способны поглощать из зараженной почвы различные химические элементы. Что интересно, растения при этом не гибнут, но накапливают токсиканты именно в побегах. Такие свойства делают пырей и пшеницу особенно эффективными для очищения почвы от металлов методом фитоэкстракции.

Ученые кафедры кристаллографии СПбГУ во время экспедиции на Камчатку обнаружили сразу три уникальных минерала, которые благодаря своим свойствам будут востребованы в различных сферах высокотехнологичной промышленности: от микроэлектроники до создания квантовых компьютеров. Назвали находки в честь коренных народов полуострова: ительменит, корякит и алеутит.

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета расшифровали геном Intoshia variabili — самого маленького представителя паразитов из группы ортонектид. Оказалось, что на данный момент его геном является самым маленьким среди всех многоклеточных организмов и включает всего 5120 генов. Положение ортонектид долгое время было непонятным, но новые данные ученых СПбГУ подтвердили: эти паразиты относятся к кольчатым червям.

Профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ Андрей Островский вместе с коллегами из Университета Вены выяснил, какие эволюционные приобретения помогли мшанкам прожить на Земле около 490 миллионов лет — дольше, чем многие другие группы животных. Среди секретов этих водных колониальных беспозвоночных оказались «инкубаторы» для эмбрионов, дружба с бактериями, «мобильные» колонии и защитные «колониальные органы».

Орнитологи и физики СПбГУ вместе с коллегами из Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН и биостанции «Рыбачий» Зоологического института РАН создали миниатюрный прибор весом чуть меньше грамма, позволяющий локально «глушить» магнитный компас птиц. А еще выяснили, что магниторецепция вряд ли связана с белком криптохромом в сетчатке их глаз. Раньше именно ему приписывали уникальные способности птиц ориентироваться по магнитному полю Земли.

Исследователи СПбГУ впервые в мире изучили, как в организме больного легочным саркоидозом ведут себя фолликулярные Т-хелперы — особые клетки иммунитета, которые помогают B-лимфоцитам производить антитела и нейтрализовать патогены.

Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова выяснила, как изменилось восприятие многозначных текстов в России. Полученные результаты свидетельствуют, что используемые психологами критерии нормы, возможно, заслуживают пересмотра.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета Александр Крылатов и Виктор Захаров предложили бороться с пробками с помощью математических алгоритмов. Их исследования утверждают, что улучшить транспортную ситуацию в большом городе помогут сбалансированное изменение инфраструктуры и единая навигационная система.

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета впервые посчитали количество микроскопических обонятельных органов — сенсилл — на антеннах ручейников и нашли у них ранее неизвестный вид этих органов.

Ручейник

Постдок СПбГУ Иван Нехаев изучил улиток и впервые обнаружил, что у взрослых самок вида Boreocingula martyni вырастают недоразвитые мужские половые органы.

Все представители рода Boreocingula. Первый ряд: Boreocingula martyni, Boreocingula alaskana, Boreocingula sirenkoi. Второй ряд: Boreocingula globulus, Boreocingula castanea

Исследователи из СПбГУ, Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН и Череповецкого государственного университета описали два новых рода и девять новых видов ручейников — крылатых насекомых, которые имеют общего предка с бабочками.

Миоценовый ручейник