Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исследование ученых Пермского Политеха поможет предотвратить обвалы на калийных рудниках
Несмотря на жесткие требования к мерам безопасности, на действующих шахтах по-прежнему случаются обрушения породы, угрожающие жизни и здоровью рабочих. Только за 2021 год на шахтах России произошло пять обвалов с летальным исходом. Ученые Пермского Политеха установили, как разработка месторождений в соответствии с правилами может приводить к обвалам.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования и Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках реализации программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Статья, написанная в соавторстве с учеными Горного института УрО РАН, опубликована в журнале Fluids.
Подземная разработка всех существующих месторождений калийных и магниевых солей обычно осложняется интенсивным выделением горючих и токсичных газов. Эти процессы представляют угрозу для жизни шахтеров, выводят из строя оборудование и останавливают процесс разработки. Для предотвращения газодинамических явлений, которые могут приводить к обрушениям, в кровлю горной выработки бурятся шпуры – небольшие скважины для отвода газа. Но и это еще не гарантирует полную безопасность.
«Процессы сдвижения подрабатываемых горных пород сопровождаются расслоением породы. В образовавшемся расслоении скапливается газ, который и может приводить к обрушениям на рудниках. Так произошло, например, в 2021 году на Старобинском месторождении калийных солей (Беларусь), когда на технику сверху обрушилась порода. Было установлено, что одной из причин обрушения пород кровли являлось давление газа в скоплениях. Поэтому во избежание подобных инцидентов необходимо изучать влияние параметров горных работ, газоносности и газодинамических характеристик на формирование очагов газодинамических явлений», — поясняет старший преподаватель кафедры «Разработка месторождений полезных ископаемых» Тамара Лялина.
Результаты проведенного учеными статистического анализа показали, что технология отработки запасов калийных пластов для одиночной выработки, необходимой для проветривания или транспортировки полезного ископаемого не оказывают существенного влияния на скопление газа. Также не влияет на вероятность обрушения скопление газа в кровле транспортной выработки, по которым шахтные машины осуществляют разворот, когда везут людей.
Показания параметров газа изменяются в почве транспортной выработки. Именно там образуется дополнительная слоистость, приводящая к перераспределению свободных газов и, как следствие, разрушению пород почвы. Учет этих данных при проектировании шахт позволит сделать разработку менее опасной для жизни. В дальнейшем проводить исследования газодинамических явлений планируется с использованием 3d-моделирования в программе Micromine, предоставленной кафедре «Разработка месторождений полезных ископаемых» Пермского Политеха.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии