Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Налоговым органам оказалось выгоднее чаще проверять малый, а не крупный бизнес
Экономисты разработали математическую модель, описывающую взаимодействие компаний и налоговой службы. Они выяснили, как отчетность предпринимателей зависит от размера налога, как государству рассчитать оптимальную частоту проверок и выгодно ли ему наращивать финансирование налоговой инспекции.
Исследование было опубликовано в журнале Mathematical Models and Computer Simulations. Многие государства сталкиваются с проблемой низкой собираемости налогов. Особенно остро она стоит в развивающихся странах, в которых еще не сложилось эффективной системы контроля и необходимой институциональной среды.
Решение каждой отдельной компании о том, платить ли налоги честно или уклоняться от уплаты, зависит от многих факторов: размера налога и штрафов, частоты проверок, неудобств, связанных с работой в теневом секторе экономики (например, невозможность получать налоговые вычеты или пользоваться банковскими услугами). Управляя этими стимулами, государство может выстроить систему поощрений и наказаний, при которой налоговые сборы будут максимальными при наименьших расходах налоговой инспекции.
Авторы работы предложили математическую модель, которая учитывает действия компаний и государства (в лице налоговой службы, аудитора) и позволяет рассчитать оптимальный уровень налогов, размер штрафа, частоту проверок и размер финансирования налоговых органов. У компаний есть выбор: сообщать налоговой инспекции реальный размер прибыли и платить налоги полностью либо занизить показатели и заплатить меньшую сумму. Оптимальная стратегия зависит от размера штрафа и вероятности попасть под проверку: чем они выше, тем сильнее рискует компания, уклоняясь от налогов.
Налоговая получает сведения о заявленной прибыли компаний и определяет, для какой доли предпринимателей она организует проверки. Каждая проверка расходует ресурсы налоговой инспекции (и поэтому невозможно проверять всех), но в случае, если будет обнаружено нарушение, компания заплатит в бюджет недостающую сумму налогов и штраф, пропорциональный сокрытой прибыли. С точки зрения аудитора, логично снизить частоту проверок и увеличить размер штрафа: чем строже наказание, тем бóльшая доля предприятий решит не рисковать и платить честно и тем реже можно инспектировать налогоплательщиков.
Чтобы компаниям было невыгодно декларировать меньшую прибыль, чем они получают на самом деле, налоговая должна проверять мелкие фирмы чаще, чем крупные: в таком случае бóльшая вероятность проверки будет уравновешивать выгоды от сокрытия части доходов. Авторы доказывают, что такой подход является оптимальным для аудитора: крупные компании могут позволить себе заплатить штраф, в то время как для небольших предприятий угроза проверки оказывается достаточной причиной платить налоги полностью. В результате получается, что на малый бизнес проверки оказывают намного больший эффект, поэтому разумно расходовать ресурсы налоговой службы именно на них.
«Инспекция условно делит все фирмы на бедные (мелкие) и богатые (большие). Вторые платят налоги, но делают это по “нижней границе”. При этом проверять их невыгодно, поскольку это дорого и не дает существенного эффекта. Другая ситуация с малыми фирмами: они оказываются чувствительными к самой возможности проверки, и даже минимальная угроза такой проверки заставляет их полностью платить налоги. То есть фактически инспекция ориентируется на тех, на кого ее воздействие может повлиять», — пояснил доцент факультета экономических наук ВШЭ Николай Пильник.
Также модель позволяет рассчитать, как собираемость налогов зависит от размера штрафа и бюджета налоговой службы. Ужесточение наказания ожидаемо приводит к росту сборов, при очень высоких штрафах они приближаются к тем, которые налоговая получала бы, если бы все платили честно. С финансированием налоговой службы ситуация немного сложнее: расчеты показали, что для всех реалистичных наборов параметров сумма выписанных штрафов оказывается ниже, чем затраты на проведение проверок, то есть с каждого дополнительного рубля, потраченного на аудит, государство соберет меньше одного рубля налогов. Таким образом, дополнительные вложения в бюджет налоговой не оправдывают себя.
«Претензии к налоговой системе в духе “недостаточно жестко контролируете неплательщиков” далеко не всегда обоснованы экономически. Ведь задача состоит не столько в выявлении нарушителей, сколько в том, чтобы заставить оценивать риски тех, кто колеблется (уходить от налогов или нет). Иначе говоря, с точки зрения оптимального расходования государственных средств для функционирования системы нет ничего страшного, если некая часть компаний уходит от полной уплаты налогов. Их проверка и выявление будут стоить еще дороже», — подвел итог Николай Пильник.
Длиннорогие «сумасшедшие муравьи» заранее убирали мелкие препятствия с маршрута, по которому их сородичи планировали перемещать крупный кусок добычи. Это сложное коллективное поведение, которое напоминает заблаговременное планирование, запускалось химически, посредством феромонов, без «осознанного» понимания задачи отдельным муравьиным индивидом.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
В рамках новой модели вспышки сверхновых существенно нарушили парниковый эффект на нашей планете. Это должно приводить к похолоданиям и даже вымиранию отдельных видов.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
В рамках новой модели вспышки сверхновых существенно нарушили парниковый эффект на нашей планете. Это должно приводить к похолоданиям и даже вымиранию отдельных видов.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии